ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………..стр. 3
Глава 1. Инструментальный подход в коммерческом праве …………..стр. 4
Глава 2. Система защиты бренда: товарный знак, фирменное наименование, деловая репутация………………………………………………………..стр. 24
Глава 3. Особенности правовых инструментов защиты товарного знака и фирменного наименования………………………………………............стр. 30
Глава 4. Юридические инструменты защиты деловой репутации…….стр. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..стр. 44
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..стр. 46
Читать дальше
В настоящей работе автор совершает попытку связать инструментальный подход, существующий в теоретической правовой науке, и имеющий социальный, гуманитарный уклон, с практическими новеллами современного гражданского права о защите исключительных прав, закрепленных за индивидуализированным субъектом, или продукцией производимой, таким индивидуализированным субъектом.
И вот какие выводы из этого сравнения сделал для себя автор настоящей работы.
Инструментальный подход ставит задачу перед законодателем переориентировать процесс разработки нормативной базы из плоскости общих интересов, или, как минимум интересов большинства, в плоскость предваряющего принятию нормы изучения индивидуальных потребностей субъекта правовых отношений. Полученный опыт, напитые «шишки», мнение участник регулируемого нормой правоотношения, опросы и анкетирование предлагается положить в основу разработки нормы в частном праве.
Коммерческая деятельность направлена, в первую очередь, на извлечение прибыли, и только потом на удовлетворение спроса потребителя, без которого прибыль не возможна в принципе. Потребитель, в свою очередь заботиться о своих интересах, желая получить больше и качественнее с наименьшими затрата.
Каждый участник частноправовых отношений прежде всего имеет свои личные интересы. И интересы окружающих им рассматриваются в последнюю очередь и через призму необходимости их соблюдения в той, мере, в которой это необходимо ему самому.
В любом случае это баланс, который прогнозируется и реализуется в общественном взаимодействии с потребностью каждого участника достичь своих целей, и вынужденным способствованием другим участникам в удовлетворении ими своих потребностей.
Автор инструментального подхода замечает, что законодателю не стоит вмешиваться в этот процесс. Ему надо лишь уловить этот баланс и закрепить его в норме, упростив участником частноправовых отношений процесс взаимодействия, облачив в конкретные слова абстрактные мысли.
Таким образом тема защиты бренда, как собирателя символов, представленных товарным знаком и фирменным наименованием, а также личным неимущественным благом, которым является деловая репутация, напрямую связана с темой инструментального подхода, поскольку баланс интересов производителя и потребителя известен только им самим и не терпит навязанных извне мертвых правил.
Не представляется возможным в рамках объема настоящей работы провести надлежащее и тщательное исследование по такой обширной теме с широчайшим кругом вопросов, подлежащих анализу. Но, тем не менее, попытка была предпринята, и основным результатом этой работы стало понимание автором гуманитарных принципов инструментального подхода в частном праве, что позволило обнаружить скудность одного из самых персонифицированных разделов гражданского права об исключительных правах и механизмах их защиты. Еще рано говорить о созревании каких-то более или менее серьезных рекомендациях, которые автор курсовой работы мог бы дать законодателю, но задумался он над этим всерьез и надолго. Автор ощущает потребность в выборе аналогичной темы для дипломной работы.
Читать дальше
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ: в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года / Собрание законодательства Российской Федерации, 2021 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2022) / Собрание законодательства Российской Федерации, 2021.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», п. 1.
3. Определение Верховного Суда РФ № 307-ЭС15-5345 от 26.10.2015 по делу А56-17708/2014.
4. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2018 № Ф03-2056/2018 по делу № А51-17350/2017.
5. Письмо Банка России от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах». п. 1.3.
6. Хук М., ван. Право как коммуникация. СПб., 2012. С. 31.
7. Поляков А. В. 1) Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода; 2) Нормативность правовой коммуникации/ Правоведение. 2011. № 5. С. 303.
8. Придворов Н. А., Трофимов В. В. Правообразование и правообразующие факторы в праве. М., 2012. С. 125–134.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 258.
10. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 8–9.
11. Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1984. С. 97.
12. Малько А.В. Эффективность правового регулирования/ Правоведение. 1990. № 6. С. 61.
13. Тон А. Правовая норма и субъективное право. Исследования по общей теории права. Часть первая / Вестник гражданского права. 2010. № 4. С. 197.
14. Экимов А.И. Категория цели в науке права / Философские проблемы государства и права. Л., 1970. С. 56.
15. Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование / Журнал российского права. 2005. № 9. С. 86.
16. Пугинский Б.И. Коммерческое право: Учебник. С. 200.
17. Филиппова С.Ю. Цивилистическая наука России: становление, функции, методология. М., 2017.
18. Маковский А.Л. Гражданский кодекс России: взгляд в прошлое и будущее: выступление на научной конференции «Кодификация российского частного права: промежуточные итоги». Москва, 20 апреля 2018 г.
19. Филиппова С.Ю. Инструментальный подход в науке частного права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013; Она же. Инструментальная методология цивилистического исследования: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2016; Она же. Наука гражданского права как объект цивилистического исследования: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2017.
20. Б.И. Пугинский «Инструментальная теория правового регулирования» Вестник московского университета. Сер. 11. Право. 2011. № 3. С. 25–26.
21. Филиппова С.Ю. Инструментальная методология цивилистического исследования: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. С. 28–30.
22. Шульга А.К. Правовой режим товарных знаков по современному гражданскому законодательству РФ/ А К Шульга / Под научн. ред. доктора юридических наук, профессора 3. И. Цыбуленко Монография – М., Издательство «Юрист», 2010.
23. Зыков Е. В. Гражданско-правовая защита права интеллектуальной собственности: 12.00.03: дисс. к.ю.н. Москва, 2008. С. 61.
24. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 299.
25. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. Изд. 2-е, стереотип. М.: Статут, 2001.
Читать дальше