Коммерческой деятельностью считается деятельность, направленная на получение прибыли. Отличительными чертами этой деятельности является инициатива и гибкость, которая постоянно оценивает ситуацию на рынке, следит за спросом и предложениями на рынке. Содержание основ коммерческой деятельности включает такие направления:
закупка материально-технических ресурсов;
планирование ассортимента и сбыта продукции на промышленных предприятиями;
организация сбыта продукции предприятиями-изготовителями;
выбор наилучшего партнера в коммерческой деятельности;
розничная торговля как форма коммерческо-посреднической деятельности.
Коммерческая деятельность в организациях розничной торговли подразумевает изучение спроса на рынке, изучение поставщиков и каналов поступления и сбыта товаров.
В качестве факторов, которые оказывают влияние на развитие коммерческой деятельности предприятия, выделяют факторы внешней среды и внутренней среды. В факторах внешней среды различают макросреду (экономическая, политическая, научно-техническая, культурная) и микросреду (конкуренты, клиенты, маркетинговые посредники, поставщики). Внутренние факторы коммерческой деятельности предприятия представляет собой его ресурсы, включая производственные, трудовые, финансовые, инвестиционные, материально-технические и пр.
Для оценки эффективности ведения коммерческой деятельности необходимо провести анализ финансово-экономического положения предприятия, т.е. определить уровень его платежеспособности и финансовой устойчивости, рассчитать показатели деловой активности и рентабельности, провести PEST и SWOT анализ.
Компания ООО «Спортмастер» является одной их ведущих компаний спортивных магазинов. В компании реализуется линейно-функциональная структура управления, которая на сегодняшний день отвечает масштабам и специфике деятельности торгового предприятия. За 2019-2021 гг. отмечается повышение эффективности деятельности предприятия, что отражается в росте прибыли, выручки, общей рентабельности. В частности общая рентабельность ООО «Спортмастер» за три года поднялась с 7,52 % до 10,60 %.
Проведенная оценка платежеспособности и финансовой устойчивости показала абсолютно устойчивое финансовое состояние ООО «Спортмастер». Однако у ООО «Спортмастер» наблюдается избыточная ликвидность. Денежные средства, длительное время находясь на расчетном счете и в кассе, не приносят потенциальную прибыль. Так же отмечается снижение эффективности использования ресурсов в 2021 году по сравнению с 2019 годом, что выражается в сокращении рентабельности и деловой активности.
Так же было выявлено, что на деятельность ООО «Спортмастер» оказывают влияние следующие факторы внешней среды:
политические факторы. ООО «Спортмастер» осуществляет поставку своей продукции по всем миру, соответственно компания расширяет логистическую цепь поставок и должна соблюдать политические процедуры при продажах, установленные в каждой конкретной стране;
экономические факторы. Объем продаж ООО «Спортмастер» находится в зависимости от тенденций рынка спортивной продукции, так как товары компании не являются продукцией первой необходимости, соответственно компания вынуждена постоянно прогнозировать спрос и корректировать предложений и ценовую политику для поддержания востребованности реализуемых товаров;
социальные факторы. ООО «Спортмастер» должен стремиться удовлетворить запросы потребителей, которые меняются в условиях рыночной экономике по причине растущей конкуренции. Потребители продукции предъявляют новые требования к дизайну, упаковке, обслуживанию. Помимо этого спрос на спортивные товары может как снижаться, так и повышаться. Для этого компания разрабатывает специальные программы лояльности;
технологические факторы. Для удовлетворения спроса покупателей и повышения качества реализуемых товаров ООО «Спортмастер» внедряет новые материалы и технологии, которые обеспечат конкурентные преимущества продукции.
Проведенный SWOT-анализ коммерческой деятельности ООО «Спортмастер» показал, что наличие многолетнего опыта работы и известность бренда, а так же его широкое распространение несомненно выступают сильными сторонами компании. Тем не менее, существенную долю продукции компании составляли зарубежные поставщики, которые в 2022 году заявили об уходе с рынка и прекращении поставок. В итоге ООО «Спортмастер» может столкнуться с угрозами в виде повышения цен, оттока клиентской базы, появлением фирм-конкурентов.
Для своевременного выявления факторов, оказывающих влияние на развитие коммерческой деятельности ООО «Спортмастер», было порекомендовано внедрить модель оценки и управления рисками, включающую в себя совместное использование риск-менеджмента и системы сбалансированных показателей. Так в текущей экономической ситуации на основе разработанной модели были выявлены следующие опасные факторы для компании:
инфляционный риск;
риск ухода с рынка поставщиков;
риск нарушения логистической цепи поставок;
риск снижения мотивации персонала.
Данная модель рекомендуется к внедрению в деятельность ООО «Спортмастер» так как позволяет выявить наиболее актуальные риски для компании в текущих экономических условиях, что определяет ее практическую ценность и эффективность.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.