ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИИ 6 1.1. Понятие «культурная идентичность» и его трансформации 6 1.2. Методы изучения этнической идентичности и ее трансформации 11 Глава 2. СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАРИЙЦЕВ 19 2.1 Современные изменения в жизни марийцев города Сургута 19 2.2 Формирование межэтнического самоуважения и понимания культуры марийцев 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

трансформация марийской идентичности в городских условиях северного города

курсовая работа
Культура
40 страниц
87% уникальность
2022 год
125 просмотров
Князева А.
Эксперт по предмету «История культуры»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИИ 6 1.1. Понятие «культурная идентичность» и его трансформации 6 1.2. Методы изучения этнической идентичности и ее трансформации 11 Глава 2. СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАРИЙЦЕВ 19 2.1 Современные изменения в жизни марийцев города Сургута 19 2.2 Формирование межэтнического самоуважения и понимания культуры марийцев 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Читать дальше
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что сохранение культуры малочисленных этносов неразрывно связано с вопросами этнокультурной идентичности, так как она живая основа культуры и стержневой элемент при становлении личности, ее социализации и дальнейшем развитии. Несмотря на тенденцию современной жизни к некоторой унификации и стандартизации участия в общем социальном процессе, этничность остается востребованной, а угроза нивелирования этнокультурных ценностей выводит представителей различных этнических образований на политическую арену. На фоне процесса постепенной утраты этнокультурной идентичности не может остаться незамеченным рост активности маргинальности и асоциального поведения, так как именно глубинные слои этнической культуры, проявляющиеся на личностном уровне, являются важным ресурсом жизнеспособности общества. Не случайно культуры, развивающиеся в рамках неевропейских цивилизаций, представляют сегодня наибольшую ценность, поскольку несут в себе тот ценностно-смысловой запас, который, возможно, станет источником дальнейшего цивилизационного развития человечества. Для того, чтобы полноценно транслировать особенности и ценности той или иной культуры, необходимо осознание этнокультурной идентичности, прежде всего, ее представителями, так как это поможет им социализироваться в мире современных коммуникаций, сохранив ценности собственной культуры. В этом отношении на примере изучения культурной идентичности марийцев как представителей финно-угорских народов имеет смысл показать острые проблемы ее сохранения, рассмотреть способы и варианты решения этих проблем, понять каковы основания сохранения этой культуры – это вопросы, ответ на которые необходим в условиях глобализационных процессов ХХI века.


Выполняем любой заказ дипломов на любую тему.


До сих пор трудно найти исследования, проведенные в культурологическом ключе и касающиеся изучения особенностей культуры марийцев в городских условиях северного города. Кроме того, на современном этапе насущной остается задача выявления наиболее подверженных трансформационным изменениям в условиях глобализации параметров культуры марийцев в городских условиях северного города. Решение этой задачи необходимо для сохранения и развития данной этнокультуры, а культурологический анализ марийского этнического общества позволит обосновать необходимость организации практической деятельности по возрождению жизнеутверждающих основ ее развития. В данной курсовой работе наиболее ценными стали работы, затрагивающие проблематику культурной идентичности малочисленных народов. В первую очередь, это работы: Э. Фромма, считавшего основой социализации взаимодействие с другой культурой; К. Леви-Стросса, придавшего изучению идентичности междисциплинарный характер ; С. Хантингтона, исследовавшего причины кризиса идентичности в современном мире процессов глобализации. Кроме вышеназванных авторов, основания для рассмотрения культурной идентичности как критерия типологии культуры были заложены в трудах Э. Б. Тейлора, И. М. Анклифа Таккера, Селима Абу, Г. Теджфела. Среди российских исследователей – это труды Э. В. Ильенкова, И. С. Объект исследования: Трансформация марийской идентичности Предмет исследования: Трансформация марийской идентичности в городских условиях северного города Цель исследования: Определить способы трансформации этнической идентичности марийцев города Сургута Задачи курсовой работы следующие: 1. Раскрыть содержание понятия «этническая идентичность», на основе методической литературы. 2. Дать характеристику методам трансформации этнической идентичности. 3. Проследить изменения в этнической идентичности марийцев города Сургута. 4. Создать цикл занятий, направленных на формирование межэтнического самоуважения и понимание культуры марийцев В исследовании применены: – метод системного анализа, на основе которого рассматривается проблема генезиса культуры марийцев и процессы ее трансформации; – культурантропологическая методология была задействована при интерпретации ценностного мира культуры марийцев как личностной самоидентификации. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.  

Читать дальше
В результате проведенного культурологического исследования, можно прийти к следующим выводам: Во-первых, этот анализ дает возможность охарактеризовать принадлежность культуры марийцев Сургута определенному типу; Во-вторых, анализ их культурной идентичности в совокупности всех ее элементов необходим в методологическом плане не только для понимания качественной характеристики степени трансформационных изменений культуры этноса, оценивания его жизнеспособности в современном мире, но и для поиска ответа на вопрос о возможности и способах сохранения этой культуры. В исследовании была сделана попытка обосновать, что культурная идентичность марийцев Сургута характеризуется уникальным ценностным миром, который представлен как смысложизненные ценности, являющиеся духовным ориентиром развития их культуры. Смысложизненные ценности марийцев Сургута рассмотрены в контексте ценностного мира финно-угорских народов Западной Европы, что позволило отметить их существенное различие. Своеобразие культурной идентичности марийцев Сургута выражено в их натурфилософских взглядах, их вере (народной религиозности), бережном отношении к семье и соседям. Народная религиозность и обрядовая деятельность характеризуется присутствием таких ценностных аспектов их культуры, которые противодействуют культуре потребления, разрушающей личностную целостность, дают возможность свободного и целостного развития личности в ее полной гармонии с природой. Сохранение традиционных ценностей и религиозных верований позволили марийцам сберечь такой духовный компонент их культурной идентичности, как «экологическое восприятие мира и экологическое мышление». Это выражено, в первую очередь, в том, что в культуре марийцев Сургута отсутствует жажда накопительства и чрезмерного потребления. Одним из стержневых элементов культурной идентичности марийцев Сургутаа является сохранение и развитие марийского языка. Хотя сейчас все чаще марийские слова заменяются русскими, которые до конца не передают того эмоционального мира, который характерен для марийского мироотношения и мировосприятия. Таким образом, теряется эмоциональная, эстетическая и психологическая особенность восприятия, которая присуща только марийцу. Влияние природно-географического фактора осмыслено в работе на примере повседневной культуры и стереотипов хозяйственной деятельности. Несмотря на заимствования, духовные ориентиры культуры марийцев Сургута, сформировавшиеся как древние языческие верования и предания, проявляющиеся в народной религиозности и фольклоре, были сохранены. В результате в исследовании сделан вывод, что региональность являлась внешним фактором, повлиявшим на трансформацию особенностей марийской культуры. Трансформационные процессы культурной идентичности марийцев Сургута в конце ХХ – начале ХХI вв. явились неизбежными и предопределенными изменениями не столько природной средой, сколько влиянием массовой культуры, социальными процессами стандартизации и унификации. Вследствие же проведенных исследований есть основания констатировать на современном этапе усиление интенсивности трансформационных процессов, затронувших культурную идентичность марийцев Сургута. В результате проведенного исследования сделан вывод, что этническая картина мира марийцев Сургута не является неизменной, а трансформируется под воздействием внешнего мира, и здесь важно сохранение не самой этнической картины мира в ее первозданном виде, а сохранение интенциональности развития ценностных ориентиров, обеспечивающих жизнеспособность их культурной идентичности. На основании исследования личностной самоидентификации современных марийцев Сургута, можно выделить такие её качества, как чувство собственного достоинства, чувство личной ответственности за сохранение и утверждение этнокультурных ценностей. Однако, среди молодежи выявлено, что эти качества ослабевают, что, вероятно, связано с довлеющим воздействием массовой культуры, процессами стандартизации и унификации, вынужденными переселениями в поисках работы. Таким образом, губительным для культуры марийцев является не проживание в окружении русского населения, а влияние социально-экономических факторов, привнесенных вместе с массовой культурой и глобализационными процессами. Поскольку в марийской культуре такая сфера деятельности как сельское хозяйство является традиционной, но в условиях проживания в городе, развивая различные виды сельскохозяйственной деятельности, марийцы Сургута не имеют возможность укрепить ценностные аспекты своей культуры, сохранить этнокультурную идентичность посредством сельского хозяйства. Неотъемлемым инструментом не только сохранения, но и развития и реализации этнокультурной идентичности в условиях глобализации становится художественная этнокультура. Через художественную этнокультуру проявляются архетипы коллективного бессознательного, обеспечивающие культурную преемственность и трансляцию ценностного мира марийцев Сургута.  
Читать дальше
1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. Учебное пособие. — М.: Флинта, 2010. — 288 с. – ISBN 78-5-534-07453-6. – Текст : непосредственный. 2. Антонов А. И. Причины и последствия депопуляции в России // Почему вымирают русские. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — С. 35–55. – ISBN 923-5-534-23422-6. – Текст : непосредственный. 3. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. Т. 1. От прошлого к будущему. — 804 с. – ISBN 234-5-534-07453-6. – Текст : непосредственный. 4. Бабаков, В. Г. Национальное сознание и национальная культура: (Методол. проблемы) / В. Г. Бабаков, В. М. Семенов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. — Москва: ИФРАН, 1996. — 70 с. – ISBN 565-5-121-07453-6. – Текст : непосредственный. 5. Бакетов В.Б. Алексеева З.В. Сторона моя родная. — Красноуфимск: ГУП «Красноуфимская типография», 2009. — 464 с. – ISBN 343-5-352-34343-6. – Текст : непосредственный. 6. Барт Ф. Пуштунская идентичность и поддержание ее сохранности // Сборник статей. — М.: Новое издательство, 2006. — 162 с. – ISBN 2345-5-534-07453-6. – Текст : непосредственный. 7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М.: Худож. лит., 1990. — 541с.– Текст : непосредственный. 8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с.– Текст : непосредственный. 9. Бердяев Н. А. Смысл творчества. — М.: Правда, 1989. — 428 с. – Текст : непосредственный. 10. Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла. [Сб. эссе] / Жан Бодрийяр; [Пер. с фр. Л. Любарской и Е. Марковской]. — М.: Добросвет, 2000. — 257 с. – ISBN 356-5-989-35653-6. – Текст : непосредственный. 11. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. — М.: Наука, 1983. — 412 с.– Текст : непосредственный. 12. Васильев В. М. Материалы для изучения верований и обрядов народа марий / В. М. Васильев. — Краснококшайск: Маробиздат, 1927, — 127 с.– Текст : непосредственный. 13. Вебер М. Избранные произведения: [с. 736-769]— М.: Прогресс, 1990. — 804 с.. – ISBN 254-5-534-89393-6. – Текст : непосредственный. 14. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. — М.: Прогресс, 1990. —439 с. – ISBN 2424-5-534-07453-6. – Текст : непосредственный. 15. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М.: Ист-Вью, 2002. – 352 с. – ISBN 978-5-324-23432-6. – Текст : непосредственный. 16. Herrmann Th. ber begriffliche Schwдchen kognitiwischer Kognitionstherien. 1982. № 2. – Текст : непосредственный. 17. Langacker R.W. Concept, Imade and Symbol: the Cogritive Basis of Grammar. Berlin; N. Y., 1991. P. 28–33. – Текст : непосредственный. 18. Langacker R.W. The conceptual basis of cognitive semantics Cambridge, 1997. – Текст : непосредственный. 19. Majer-Baranowska U. Z. historii użycia terminu Konotacja // Konotacja. Praca zbiorowa pod redakcja Jerzego Bartmiсskiego. Lublin, 1988. – Текст : непосредственный. 20. Morris Ch.W. Foundations of the Theory of Sings // International Encyclopedia of Unified Scence I. Chicago, 1938. – Текст : непосредственный.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Исчисление сроков исковой давности
Количество страниц:
27
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
реферат
Философия техники и философия инженерии сравнительный анализ прикладных разделов философского знания
Количество страниц:
27
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
курсовая работа
Управление средствами Фонда национального благосостояния
Количество страниц:
25
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Макроэкономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image