В результате проведенного культурологического исследования, можно прийти к следующим выводам:
Во-первых, этот анализ дает возможность охарактеризовать принадлежность культуры марийцев Сургута определенному типу;
Во-вторых, анализ их культурной идентичности в совокупности всех ее элементов необходим в методологическом плане не только для понимания качественной характеристики степени трансформационных изменений культуры этноса, оценивания его жизнеспособности в современном мире, но и для поиска ответа на вопрос о возможности и способах сохранения этой культуры.
В исследовании была сделана попытка обосновать, что культурная идентичность марийцев Сургута характеризуется уникальным ценностным миром, который представлен как смысложизненные ценности, являющиеся духовным ориентиром развития их культуры. Смысложизненные ценности марийцев Сургута рассмотрены в контексте ценностного мира финно-угорских народов Западной Европы, что позволило отметить их существенное различие.
Своеобразие культурной идентичности марийцев Сургута выражено в их натурфилософских взглядах, их вере (народной религиозности), бережном отношении к семье и соседям. Народная религиозность и обрядовая деятельность характеризуется присутствием таких ценностных аспектов их культуры, которые противодействуют культуре потребления, разрушающей личностную целостность, дают возможность свободного и целостного развития личности в ее полной гармонии с природой. Сохранение традиционных ценностей и религиозных верований позволили марийцам сберечь такой духовный компонент их культурной идентичности, как «экологическое восприятие мира и экологическое мышление». Это выражено, в первую очередь, в том, что в культуре марийцев Сургута отсутствует жажда накопительства и чрезмерного потребления.
Одним из стержневых элементов культурной идентичности марийцев Сургутаа является сохранение и развитие марийского языка. Хотя сейчас все чаще марийские слова заменяются русскими, которые до конца не передают того эмоционального мира, который характерен для марийского мироотношения и мировосприятия. Таким образом, теряется эмоциональная, эстетическая и психологическая особенность восприятия, которая присуща только марийцу.
Влияние природно-географического фактора осмыслено в работе на примере повседневной культуры и стереотипов хозяйственной деятельности. Несмотря на заимствования, духовные ориентиры культуры марийцев Сургута, сформировавшиеся как древние языческие верования и предания, проявляющиеся в народной религиозности и фольклоре, были сохранены. В результате в исследовании сделан вывод, что региональность являлась внешним фактором, повлиявшим на трансформацию особенностей марийской культуры.
Трансформационные процессы культурной идентичности марийцев Сургута в конце ХХ – начале ХХI вв. явились неизбежными и предопределенными изменениями не столько природной средой, сколько влиянием массовой культуры, социальными процессами стандартизации и унификации. Вследствие же проведенных исследований есть основания констатировать на современном этапе усиление интенсивности трансформационных процессов, затронувших культурную идентичность марийцев Сургута.
В результате проведенного исследования сделан вывод, что этническая картина мира марийцев Сургута не является неизменной, а трансформируется под воздействием внешнего мира, и здесь важно сохранение не самой этнической картины мира в ее первозданном виде, а сохранение интенциональности развития ценностных ориентиров, обеспечивающих жизнеспособность их культурной идентичности.
На основании исследования личностной самоидентификации современных марийцев Сургута, можно выделить такие её качества, как чувство собственного достоинства, чувство личной ответственности за сохранение и утверждение этнокультурных ценностей. Однако, среди молодежи выявлено, что эти качества ослабевают, что, вероятно, связано с довлеющим воздействием массовой культуры, процессами стандартизации и унификации, вынужденными переселениями в поисках работы. Таким образом, губительным для культуры марийцев является не проживание в окружении русского населения, а влияние социально-экономических факторов, привнесенных вместе с массовой культурой и глобализационными процессами.
Поскольку в марийской культуре такая сфера деятельности как сельское хозяйство является традиционной, но в условиях проживания в городе, развивая различные виды сельскохозяйственной деятельности, марийцы Сургута не имеют возможность укрепить ценностные аспекты своей культуры, сохранить этнокультурную идентичность посредством сельского хозяйства.
Неотъемлемым инструментом не только сохранения, но и развития и реализации этнокультурной идентичности в условиях глобализации становится художественная этнокультура. Через художественную этнокультуру проявляются архетипы коллективного бессознательного, обеспечивающие культурную преемственность и трансляцию ценностного мира марийцев Сургута.