Проведенное исследование в рамках работы позволяет сделать ряд следующих выводов.
Категорию «муниципальной службы» необходимо определять как многоаспектное явление, которое объединяет в себе следующие элементы:
определенный вид профессиональной деятельности граждан;
функционирующей сложный социально-организационный публично-правовой институт;
основа действующего на территории страны местного самоуправления;
совокупность определенных общественных отношений.
С юридической точки зрения в научном сообществе существует два подхода к пониманию муниципальной службы: объективный и субъективный.
В рамках объективного подхода категория «муниципальной службы» определяется как особый комплексный правовой институт, в рамках которого действуют законодательные нормы. При этом действующие требования на уровне законодательства позволяют регулировать общественные отношения, возникающие в процессе поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.
В рамках субъективного подхода (используют при разработке законодательных актов) категория «муниципальной службы определяется как вид профессиональной деятельности, которая осуществляется гражданином на постоянной основе на основании занимаемой должности и при условии заключения трудового договора (контракта).
Также муниципальная служба дистанцирована от собственного государственного управления, но призвана выполнять, в том числе, и его функции, которые государство делегирует на местный уровень согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это актуализирует вопросы развития муниципальной службы как особого института в системе властных отношений.
Правовой институт муниципальной службы в общем понимании представляет собой система правовых норм, согласно которым осуществляется регулирование правоотношений, существующих в рамках структуры муниципальной службы и за ее пределами. При этом правовыми категориями, определяющими категорию «муниципальной службы» являются статус муниципальных служащих, его права, обязанности и гарантии при поступлении гражданина на муниципальную службу и во время ее прохождения (замещение должности муниципального служащего) , а также механизма прохождения муниципальной службы.
Отметим, что проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь муниципальной службы с другими видами публичных служб.
Во-первых, задачи и функции муниципальных органов в системе самоуправления схожи по своей сути, в частности, обеспечение прав и свобод гражданина и человека, реализация интересов государства и общества, обеспечение функционирования государственных органов. При этом в отношении муниципальной службы задача по реализации общественных интересов уточняет – в пределах муниципального образования, а задача по обеспечению функционирования государственных органов – непосредственно органов местного самоуправления.
Также взаимосвязь проявляется в категориях, определяющих непосредственно деятельность муниципальной службы и профессиональную деятельность муниципального служащего, а именно: законодательно закрепленные требования в отношении квалификационных навыков к действующим муниципальным должностям публичных служб; права, обязанности, гарантии, запреты и ограничения для служащих; учет совокупного стажа при его исчислении независимо от вида публичной службы; относительное сходство условий оплаты труда и социальных гарантий (перечень един, присутствуют различия в зависимости от статуса и уровня государственного органа).
Главная особенность муниципальной службы заключается в особом правовом статусе субъекта, так как именно признаки правового статуса муниципального служащего позволяют определить принципы муниципального служащего, то есть публичную и правовую сущность существующих правоотношений.
С юридической точки зрения правовой статус муниципального служащего представляет собой определенное социальное положение субъекта в рамках общественных правоотношений, которые законодательно закреплены и выражаются в совокупности существующих прав и обязанностей. В научном сообществе присутствует дискуссия о правовом статусе муниципального служащего. В большинстве случаев дается общее определение без разграничения на составляющие элементы (профессиональные и личные). Однако авторы едины в том, что основой правового статуса являются присущие муниципальному служащему права и обязанности.
Проведенное исследование различных точек зрения позволило определить, что правовой статус муниципального служащего является совокупностью прав и обязанностей, запретов и ограничений, мер ответственности за неисполнение своих обязанностей или за ненадлежащее исполнение, связанных с муниципальной службой.
В практическом поле муниципальный служащий занимается разрешением задач местного масштаба, общением с гражданами, и направлен на удовлетворение интересов народа. Объектами управления на уровне доступа служащего муниципалитета являются муниципальные районы, округи города, поселения городского и сельского типа и т.п.
Основные права муниципального служащего состоят в обеспечении условий, которые должны быть для успешного выполнения возложенных обязанностей, а именно право на денежные выплаты, отдых, получение информации и дополнительного профессионального образования, право на защиту личных данных и пенсионное обеспечение.
Основные обязанности муниципального служащего состоят в соблюдении Конституции РФ, осуществлении возложенных поручений, не нарушая при этом права, свободы и законные интересы человека и гражданина, а также правила внутреннего трудового распорядка. При этом запрещено распространять сведения, содержащие конфиденциальную государственную информацию, осуществлять противозаконные задачи от начальства. К обязанностям относится и поддержание ограничений, выполнение обязательств, не идти против запретов, предусмотренных законодательством.
Следовательно, местная автономия является гарантией интересов муниципальных граждан. При этом механизмами и средствами реализации функций и задач местного самоуправления является муниципальные права и обязанности, для исполнения которых будут созданы все необходимые полномочия. При этом должность муниципального служащего муниципальной службы представляет собой должность в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий данных органов или аппарате избирательной комиссии муниципального образования.
В Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ профессиональная деятельность муниципального служащего обусловлена существованием ограничений и запретов.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ осуществляется регулирование ограничений профессиональной деятельности муниципального служащего. На должность муниципального служащего не может быть принят гражданин, который находится в родстве с главой муниципального образования, если замещаемая должность связана с фактом наличия непосредственной подчиненность и или подконтрольности лицу, который возглавляет местную администрацию.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ осуществляется регулирование запретов. Муниципальный служащий в рамках своей профессиональной деятельности не имеет права осуществлять виды деятельности, которые вязаны с получением материальных и экономических благ в личных интересах (предпринимательской деятельностью). Однако муниципальный служащий правомочен заниматься следующими видами деятельности: творческая, научная и педагогическая, в том числе получать доход.
Законодательное закрепление ограничений и запретов в отношении профессиональной деятельности муниципального служащего направлено на исключение фактов отвлечения муниципального служащего от выполнения функций, возложенных на него государством, а также мерами, нацеленными на снижения риска возникновения конфликта интересов. Отметим, что вопросы правового урегулирования конфликта интересов требуют дальнейшего совершенствования.
Согласно ст. 16 части 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ указано, что при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, или преимуществ.
Согласно этой же статье устанавливаются требования к кандидатам для поступления на муниципальную должность:
1. гражданство Российской Федерации, так как на основании Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальным служащим может быть исключительно гражданин Российской Федерации.
2. обязательное владение государственным языком – русским. Данное требование может быть скорректировано, если осуществляется принятие гражданина на муниципальную службу в орган муниципальной власти субъекта Федерации, то есть к нему могут предъявить требование о необходимости владеть обоими языками.
3. кандидат должен достичь 18-летнего возраста;
4. кандидат должен соответствовать конкретному перечню квалификационных требований, которые на законодательном уровне определены в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ.
5. присутствие ограничивающих обстоятельств для замещения должности муниципального служащего, которые определены в ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ.
Прекращение муниципальной службы фактически представляет собой прекращением муниципальных служебных правоотношений между муниципальным служащим и муниципальной службой. В правовом поле прекращение муниципальной службы регулируется нормами трудового и административного права.
Прекращение муниципальной службы – это сложный состав реализуемых юридических фактов (событий и действий) и сопутствующих им процедур, что ведет к завершению профессиональной деятельности на муниципальной службе.
На практике наиболее распространенным способом прекращения служебных отношений на муниципальной службе выступает расторжение трудового договора. Расторжение трудового договора может происходит как по инициативе одной из сторон правоотношений, так и по соглашению сторон, а сопровождающим процессом прекращения служебных правоотношений является процедура увольнения муниципального служащего, либо ротация.
Таким образом, муниципальная служба не является структурной единицей системы государственной службы, то есть в отношении муниципальной службы применяется обособленное правовое регулирование.
Существующая система правового регулирования муниципальной службы представляет собой совокупность нормативно-правовых актов разного уровня действия, а именно:
федеральный уровень: Конституция РФ, ТК РФ, Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иные федеральные законы;
региональный уровень: нормативно-правовые акты, которые принимаются на уровне субъектов РФ (например, региональные законы, уставы, и иные нормативные акты);
местный уровень: правовые акты муниципальных образований, а также решения, которые принимают граждане на общественных собраниях (сходах) по вопросам развития муниципального образовании.
Отметим, что при более детальном рассмотрении вышеперечисленных правовых актов появляется немало дискуссионных вопросов, которые до сих пор в юридической науке не решены.
Например, проведенный анализ в рамках работы действующего законодательства позволяет сделать вывод об определенных противоречиях между Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ и Трудовым кодексом Российской Федерации. Также вопросы урегулирования конфликтов интересов, возникающих в процессе служебной деятельности муниципальных служащих, требуют дальнейшего совершенствования.