ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исторические и теоретические аспекты появления образа журналиста в художественной культуре 5
1.1 Важность позитивного формирования образа в культуре и социальный конструкционизм 5
1.2 Эволюция отношения общества к профессии журналист 8
2 Образ журналиста в художественной культуре 15
2.1 Исследование образа журналиста в кинематографе 15
2.2 Исследование образа журналиста в художественной литературе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Читать дальше
В результате проведенного исследования были решены все поставленные задачи.
Подводя итоги, можно сказать, что типичный журналист в художественной культуре – это многофункциональный работник, который может писать практически на любые темы и владеет методикой создания публицистического произведения для любого вида средств массовой информации. При этом он и не стремится к объективности подачи фактов, к выявлению истины, его приоритет – оперативность в предоставлении материала редакции. Этим он отличается от идеального журналиста, характеризующегося, в первую очередь, социальной ответственностью.
Идеальный журналист стремится к качественной, основанной на достоверных проверенных фактах, журналистике, цель которой – донести правду до читателей, к какому бы слою общества они не относились. Он ставит все под сомнение, способен искать и публиковать только проверенную, закрепленную в официальных источниках, информацию, не зависит от власти, не контролируем никем, беспристрастно смотрит на окружающий мир и разрушает мифы и так далее. Его главная цель – организовать победу добра и правосудия.
Эти две модели журналиста – универсальный и идеальный – становятся полярными при создании образа журналиста в произведениях массовой культуры. Универсальный журналист предстает на экране ярким, преуспевающим, самодовольным, но обязательно совершающим грубые нарушения профессиональной этики, а идеальный журналист незаметен, неудачлив в личной жизни, излишне скромен, но бесстрашен и въедлив при исполнении профессионального долга.
Авторы часто формируют отрицательное общественное мнение к журналистам, представляя их алчными, беспринципными, нарушающими профессиональную этику персонами. Однако с годами при создании произведений массовой культуры все же можно проследить попытки объективного взгляда на профессиональную деятельность журналиста, который в большинстве произведений оказывается положительным героем.
Необходимо отметить, что при создании произведений массовой культуры нужно постепенно избавляться от социальных ярлыков и создавать такие произведения, которые дают истинное представление о той профессиональной сфере, которая отражается в творчестве писателей и кинематографистов. Распространение ложных представлений о профессии журналиста чревато привлечением в профессиональную деятельность молодежи, ориентирующейся на воспринятые ей образы журналиста в произведениях массовой культуры, тиражирующей симулякры и снижающей роль средств массовой информации в формировании общества будущего.
Читать дальше
1. Анненкова Н. А. Художественный мир романа «Милый друг» Ги де Мопассана в контексте профессиональных качеств журналиста / Н. А. Анненкова // Вестник ОГУ. - 2013. - №11. - С. 105-108
2. Антипова, К. М. Формирование медиаобраза журналиста в современном кинематографе / К. М. Антипова // Медиа. Информация. Коммуникация: международный журнал. - № 10. – 2020. - С. 21-22
3. Блохин, И. Н. Социокультурное содержание современной журналистики / И. Н. Блохин // Журналистика и социология. - 2001. - №12. - С. 24-27
4. Быкова, Ю. Н. Образ журналиста: эволюция восприятия в новейшее время / Ю. Н. Быкова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 7. - С. 5-7.
5. Гатов, В. А. Будущее журналистики. Как новые медиа изменили журналистику / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов // Екатеринбург. - 2016. С. 206-267
6. Дмитриева, Д. Г. Век супергероев: Истоки, история, идеология американского комикса // М.: Изотека. - 2015. - 320 C.
7. Жукова, Э. В. Образ журналиста в кино / Э. В. Жукова // Актуальные проблемы журналистики. - № 15. – 2020. - С. 49-51
8. Коробейников, В. С. Пресса и общественное мнение // М. : РАГС. - 2003. - 463 C.
9. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста // М.: Аспект Пресс. - 2006. - 240 C.
10. Лозовский, Б. Н. Журналистика: от чего зависит доверие тем, кто ей служит / Б. Н. Лозовский // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - №7. - С. 7-8
11. Опрос: почти половина населения уверена в необъективности российских СМИ. // РИА Новости. 2018. 11 мая. URL: https://ria.ru/20180511/1520349057.html (Дата обращения: 24.05.2022)
12. Свитич, Л. Г. Исследование журналистских кадров / Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева // Журналистика и социология. Россия. 90-е годы : моногр. сб. ст. / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб. : СПбГУ. - 2001. - 189 C.
13. Халилов, В. М. Трансформация образа журналиста и изображения прессы в киноматографе США в начале XXI века / В. М Халилов // Россия и Америка в XXI веке: электронный научный журнал. - № 5. – 2019. - С. 34-38
14. Хафизова В. Р. Образ журналиста в оценках молодежи / В. Р. Хафизова // Теория и практика общественного развития. – 2020. -№ 20. - С. 88-92
15. Штерлина, И. А. Журналист : декомпозиция образа? / И. А. Штерлина // Журналистика и медиарынок : журнал Союза журналистов России. - 2007. - № 7. - С. 105-108
16. Berger, P.L., Luckmann, T. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. New York. 1966. 300 p.
17. McNair, B. Journalists in Film. Edinburgh, 2009. 280 p.
18. Novak-Marcincin J., Nicolescu A., Teodorescu M. Negative Journalistic Communication - A Review. // International Letters of Social and Humanistic Sciences. – 2015. - №6. – С. 131-138. URL: https://www.researchgate.net/publication/275026534_Negative_Journalistic_Communication_-_A_Review. (Дата обращения: 24.05.2022)
19. Reality as a Social Construct. What you'll learn to do: explain the social construction of reality // Course Hero. 2017. URL: https://www.coursehero.com/study-guides/wmopen-introtosociology/reality-as-a-social-construct/ (Дата обращения: 24.05.2022)
20. The Importance of Culture and Communication. // Frontiers. 2020. 19 Августа. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fcomm.2020.00061/full (Дата обращения: 24.05.2022)
Читать дальше