Содержание
Введение
Глава 1. Феномен детской лжи
1.1. Виды детской лжи (Определение лжи. «Ложь», «обман», «неправда» и «фантазии» с точки зрения психологии. «Героический», «Партийный», «Эгоистический», «Фантастический», «Патологический» виды лжи)
1.2. Причины детской лжи (Желание получить похвалу, стремление избежать наказания, привлечение внимания, а также избегание отторжения, стремление испытать чувство превосходства)
1.3. Психологическое значение детской лжи (Ложь как один из неотъемлемых компонентов взросления и познания мира)
1.4. Амбивалентный подход к детской лжи (Ложь как негативное явление и как важнейшая социальная компетенция, необходимая для успешной адаптации в обществе)
1.4. Способы коррекции детской лжи (Игры, беседы, работа с родителями)
Выводы по Главе I
Глава II. Эмпирические методики исследования детской лжи
2.1. Многомерно-функциональное исследование компонентов лживости (по кандидатской диссертации Церковной И.А., 2005, Екатеринбург)
2.2. Метод Т-критерия (по кандидатской диссертации Вихмана А.А., 2011, Пермь)
Выводы по Главе II
Заключение
Список литературы
Читать дальше
Итак, лживость как индивидуально-психологическая особенность личности заключается в искажении информации, проявляется в операциональной и содержательной сферах, имеет широкую вариативность.
Обычно дети начинают лгать в дошкольном возрасте, в возрасте около четырех лет. Попытки обмана могут беспокоить родителей, которые опасаются, что их ребенок станет патологическим лжецом.
Однако, с точки зрения развития ложь маленьких детей редко вызывает беспокойство. На самом деле, она часто является одним из первых признаков того, что у маленького ребенка развилась «теория разума», то есть осознание того, что у других могут быть другие желания, чувства и убеждения, отличающиеся от его желаний, чувств и убеждений. Когда ребенок лжет, он использует это понимание чужого мышления, чтобы получить требуемую выгоду от лжи.
Хотя ложь сама по себе может быть социально нежелательной, способность знать, что думают и чувствуют другие, является важным социальным навыком. Она связана с сочувствием, сотрудничеством и заботой о других, возможностью чему-то научить другого.
Ложь меняется с возрастом. Маленькие дети могут знать, что могут обмануть других, но у них еще недостаточно навыков, чтобы поддерживать ложь, они часто выдают себя, когда лгут. Более старшие дети умеют поддерживать ложь, контролируя семантическую утечку. По мере того, как дети становятся старше и у них развивается способность видеть перспективу, они все больше способны понимать виды лжи, которые будут правдоподобны для других.
Также начинается нравственное развитие. Младшие дети более склонны лгать для личной выгоды. Дети старшего возраста и подростки также чаще проводят различие между разными видами лжи. Белая ложь для них считается более подходящей, чем вредная или антиобщественная ложь.
Хотя ложь является нормальным явлением в развитии, родители и учителя могут поддержать детей, говорящих правду, разными способами.
Избегать чрезмерных наказаний. Учащиеся школ с карательными наказаниями чаще оказывались эффективными лжецами. Дети из семей, в которых уделяют больше внимания соблюдению правил, а не открытому диалогу, лгут чаще. Обсуждать с детьми эмоциональные и моральные сценарии. Этот «коучинг эмоций» способствует пониманию детьми того, когда ложь наиболее вредна, как она влияет на других и как они сами могут себя чувствовать, когда лгут. Поощрять детей, когда они говорят правду, подчеркивать положительные аспекты правды.
Читать дальше
1. Talwar V., Lee K. Social and Cognitive Correlates of Children’s Lying Behavior // Child Dev. 2008. 79(4). P. 866 881.
2. Watanabe Y., Lee K. Children's Motives for Admitting to Prosocial Behavior // Front. Psychol. 2016. P. 3 9
3. Актанаева М.А. Детская ложь: причины, способы коррекции // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 10(66). С. 153 155.
4. Бабаджанова-Павлова А.В. Проблемы детской лжи в духовном становлении ребенка // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. № 5. С. 57 61.
5. Гребенникова В.М., Ус О.А Лживость детей как педагогическая проблема // Вестник современных исследований. 2018. № 4.1 (19). С. 35 38.
6. Смирнов Д.В. Проблема лжи и ее коррекции в детском возрасте // Психология обучения. 2010. № 2. С. 104 113.
7. Ус О.А. Социально-педагогическая деятельность по коррекции подростковой лжи // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. T. 24. С. 186 194.
8. Хазова С.А., Мосина О.А., Ус О.А. Изучение мотивов лживого поведения в процессе возрастного развития детей // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 415 419.
9. Холл Ст. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике. М.: Либроком, 2020. – 450 с.
10. Юркевич В.С., Емельянова И.В. Феномен лжи в детском возрасте: амбивалентный подход // Современная зарубежная психология. 2020. Т.9. № 1. С. 114 124.
Читать дальше