Государственно-частное партнерство является одним из самых эффективных способов взаимодействия органов государственной власти и частного бизнеса, его механизмы чаще всего применяют в целях создания или реконструкции объектов производственной, транспортной, социальной или инженерной инфраструктуры, а также в сфере ЖКХ, энергетики, оборонно-промышленном комплексе, а также в сфере социального взаимодействия и т.д.
Механизмы ГЧП позволяют государственным партнерам реализовать крупный инфраструктурный, в том числе долгосрочный, или социальный проект в целях стимулирования социально-экономического развития. Привлекая частный бизнес к финансированию и реализации проекта, государственный партнер может существенно снизить нагрузку на государственный бюджет. При этом частный партнер получает прибыль при реализации проекта и пользуется государственными гарантиями, а также льготами и иными преимуществами, если это определено в соглашении.
Отличием ГЧП от госзаказа является создание долгосрочных эффектов. Долгосрочные проекты дают возможность рассчитывать на постоянное присутствие инвесторов, долгосрочное влияние на экономику.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности к механизмам ГЧП прибегают для организации экспорта и импорта товаров и услуг, осуществления деятельности совместных с иностранными партнерами предприятий, привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики, в том числе для развития инфраструктурных объектов, а также для реализации разного рода совместной деятельности (в том числе некоммерческой) в сфере образования, науки, здравоохранения и проч.
На мировой арене заметны следующие актуальные тренды в сфере ГЧП:
акцент на проектах, поддерживающих экологическую устойчивость (ESG-принципы);
интеграция высоких технологий (цифровая экономика);
рост инвестиций в медицинскую инфраструктуру;
сотрудничество в сфере международных перевозок;
системный подход к формированию рынка ГЧП.
Ввиду наличия глобального тренда на спад рынка ГЧП и рост инвестиций через более простые инструменты усиливается значимость развития инфраструктурных фондов, обеспечения благоприятных условий для инвесторов.
Российский рынок ГЧП находится в тренде, тем не менее в текущих условиях отсутствует четкое понимание структуры проектов, требуется больше конкуренции и, соответственно, тендеров. Ряд мировых инструментов развития ГЧП в мире может быть использован и в России: фокусирование на закрепление основных принципов ГЧП, формирование глобальных управленческих механизмов для массовой реализации общественно направленных индустриальных проектов, поиск новых подходов в риск-менеджменте.
В международной практике выработан достаточный набор механизмов (договорных и институциональных), позволяющих надлежащим образом управлять валютным риском в проектах ГЧП. Более половины всего привлеченного проектного финансирования в развивающихся странах обеспечено за счет иностранных кредитов. На российском ГЧП-рынке валютный кредит, особенно после 2014 года, не является обычной практикой. В России в силу особенностей рынка доступен ограниченный перечень инструментов управления валютными рисками. Помимо инструментов хеджирования, используются юридические механизмы распределения рисков между сторонами проекта, а именно возмещение дополнительных расходов или увеличение срока эксплуатации в случае наступления особых обстоятельств.
Развитие рынков концессий в РФ началось в 2005 году с принятием Закона о концессии, который закрепил понятие концессионного соглашения как договора, по которому концедент обязан предоставить концессионеру права владения и пользования объектом КС для осуществления деятельности на определенный срок.
Только в 2015 году Законом о ГЧП было закреплено понятие ГЧП. Однако Законом о ГЧП ограничены возможные формы реализации проектов ГЧП, сводя их исключительно к формам, предполагающим строительство/реконструкцию объекта соглашения и возникновение права собственности у частного партнера на объект соглашения после создания объекта соглашения.
Предусмотренное Законом о ГЧП нововведение – это возможность возникновения частной собственности на государственную инфраструктуру. Принятие Закона о ГЧП было обусловлено необходимостью решения проблемы, связанной с невозможностью заключения СГЧП, КС в отношении движимого имущества без обязательного включения в объект соглашения недвижимости, что особенно важно для реализации, например, большого количества проектов в сфере общественного транспорта и информационных технологий, а также всех иных проектов, целью которых является производство и эксплуатация дорогостоящих объектов движимого имущества
Субъекты РФ, которые могут выступать субъектами ГЧП, принимают свои законодательные нормы, которые, разумеется, не могут противоречить федеральному законодательству, но учитывают особенности применения механизмов ГЧП в каждом конкретном регионе.
Наибольшее количество высокоразвитых по уровню ГЧП регионов находится в Приволжском и Уральском федеральных округах. В десяти лидирующих субъектах РФ генерируется около половины всех проектов, реализуемых в субъектах с высоким уровнем развития ГЧП (48,3%)
Несмотря на политику санкционного давления и трансформацию мирового порядка за последние восемь лет, двусторонний диалог и межрегиональное взаимодействие с зарубежными партнерами тем не менее продолжают развиваться, при этом деловой прагматизм партнеров становится фактором, все более влияющим на характер отношений с российскими партнерами.
Программы приграничного сотрудничества являются инструментом реализации региональных проектов приграничного сотрудничества на условиях равноправия и софинансирования.
В условиях новой экономической реальности в среднесрочной стратегии РФ приоритетная роль отдается развитию инфраструктурных проектов и объектов для ключевых регионов с точки зрения новой пространственной организации производительных сил России (Северный морской путь и Арктика, Калининград – окно в Европу, Крымский мост для Причерноморья, территории опережающего развития в Сибири, на Дальнем Востоке). Стратегией пространственного развития определены следующие приоритетные геостратегические регионы: с эксклавным положением (т. е. окруженные чужими территориями), на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке, входящие в Арктическую зону РФ.
В результате длительного отсутствия единой правовой системы на федеральном уровне актуальной на сегодняшний день проблемой является противоречивость и разнородность регионального законодательства в области функционирования ГЧП. Субъекты самостоятельно определяли правила, по которым будут реализовываться проекты в регионе. Суть ГЧП отношений во многом зависит и от того, как определяют эти отношения сами субъекты. Противоречивость регионального законодательства может стать причиной появления конфликтов с федеральными законами.
Сдерживание развития внешнеэкономической деятельности субъектов РФ с учетом использования механизмов ГЧП обусловлено в том числе и федеральным законодательством. Так, Закон о ГЧП устанавливает ограничения по кругу лиц, которые могут выступать в качестве частных партнеров, исключая из этого круга иностранные юридические лица, а также объединения юридических лиц (российских и иностранных), действующих без образования юридического лица.
Открытость и прозрачность в течение всего жизненного цикла инфраструктурного проекта в рамках ГЧП крайне важны для максимизации показателей эффективности проекта и оптимизации социально-экономических результатов.
В России проблема регулирования деятельности осложняется рядом проблем (национальный, территориальный и прочие аспекты), которые исходят из сущности федеративного устройства государства.
Проекты, направленные на создание импортозамещающих производств, в том числе с привлечением иностранного капитала стран-членов ЕврАзЭС и БРИКС, особенно в новейших экономических условиях, являются самыми перспективными.
Минэкономики подготовило поправки к госпрограмме «Развитие внешнеэкономической деятельности» в соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». Самым заметным изменением документа станет отказ от целевого индикатора — места России в рейтинге Doing Business по показателю «Международная торговля». Сохранены две цели госпрограммы — объем экспорта услуг и темпы роста несырьевого неэнергетического экспорта.
Развитие экспорта является одним из приоритетов социально-экономического развития РФ на ближайшие годы. Одной из проблем внешнеэкономической деятельности РФ является преобладание сырьевых продуктов в товарной структуре экспорта, что связано в основном с характером производства в добывающем и обрабатывающем секторах экономики.
С марта 2022 года отключены от SWIFT некоторые российские банки, что означает невозможность проведения операций в иностранной валюте, а, значит, произведения расчетов за импорт или экспорт в долларах или иной другой валюте клиентам этих банков. При этом санкционное давление на Россию со стороны стран Запада продолжается, и нужно искать альтернативы.
Как вариант, экспертами по ВЭД предлагается воспользоваться инструментами, предоставляемыми инфраструктурой Китая (открытие счетов в юанях, контейнерные перевозки и т. д.)
Применение механизмов ГЧП позволит регионам РФ не только повысить свою инвестиционную привлекательность, но и успешно конкурировать в борьбе за иностранных инвесторов.
В марте 2022 года на фоне событий с Украиной Европейская комиссия заявила о приостановке сотрудничества с Россией и Беларусью по программам трансграничного сотрудничества. Что будет с проектами, выполняющимися в рамках этой и других программ приграничного сотрудничества со странами прибалтийского региона, сложно спрогнозировать.
Активная позиция регионов и комплексный подход ответственных государственных органов уже в ближайшее время могут привести к существенному росту числа успешных проектов ГЧП, реализуемых на территории макрорегиона, и привлечению новых инвесторов на Дальний Восток.
В связи с недружественными и «противоречащими международному праву» действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, Президентом РФ подписан в мае 2022 года Приказ об ответных санкциях, который предусматривает запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией РФ совершать сделки с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры; исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме, осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями.
Также введен запрет на вывоз за пределы территории РФ продукции, сырья, производство или добыча которых осуществляются на территории РФ, но в пользу (или лицами) лиц, находящихся под санкциями.
Все эти меры вкупе с геополитической обстановкой существенно влияют на внешнеэкономическое взаимодействие субъектов РФ, вынуждая менять приоритеты, отказываться от каких-либо форм сотрудничества, искать новые источники финансового обеспечения деятельности.
С другой стороны, Правительство подготовило изменения, которые упростят процедуру регистрации в специальных административных районах, созданных в РФ в 2018 году для защиты бизнеса от воздействия западных санкций и привлечения крупных компаний в российскую юрисдикцию.
Последние десять лет рынок ГЧП показывает устойчивый рост, не считая коронавирусного периода, когда показатели откатились до уровня 2010 года. Для восстановления понадобятся иностранные инвестиции, и в этом смысле очень важно говорить о качестве проектов, о качестве создаваемой инфраструктуры. Инициируя взаимодействие с международными институтами развитиями, привлечение их инвестиций особенное внимание требуется уделить соответствию инфраструктурных проектов определенным стандартам качества. Сдерживающим фактором для этого является отсутствие единой методологии.
Роль информационных технологий в экономике усиливается по всему миру: растут доля и объем цифровой экономики в ВВП стран, увеличивается зависимость транспорта, здравоохранения, образования, ЖКХ и других отраслей от «умных» решений. К тому же, ИТ-решения создают дополнительную социальную и коммерческую ценность инфраструктуры: от социального сектора и ЖКХ до автодорожного строительства, и промышленности. Максимально эффективное внедрение технологий в экономику и жизнь населения требует привлечения в такие проекты инвестиций и компетенций как государства, так и бизнеса.
Активный курс на «цифровизацию» экономики и жизни населения предполагает реализацию крупномасштабных проектов, превосходящих по своим требованиям возможности госбюджета. Поэтому к их реализации на системной основе будет привлекаться бизнес. Многие крупные ИT-компании могут быть заинтересованы в запуске совместных с государством инициатив по внедрению искусственного интеллекта (ИИ). Во внешнеэкономическом смысле это могут быть международные технологические консорциумы, функционирующие за счет частных инвестиций и регулируемые государствами-партнерами в рамках норм международного права. На текущий момент таких примеров неизвестно.
В мае 2022 года был опубликован доклад Всемирного экономического форума в Давосе, в котором перечислены пять возможных сценариев развития ситуации в новейших геополитических условиях:
Изоляция России при условии сохранения уже введенных санкций и увеличения числа компаний, которые покинут российский рынок. Ограничения коснутся только торговли с Россией и Белоруссией.
«Реабилитация», если будет достигнуто «заслуживающее доверие перемирие». В этом случае снижаются риски дальнейшей фрагментации мировой торговой системы.
«Реактивная фрагментация», при которой на страны, сохраняющие экономические отношения с Россией, могут распространиться вторичные санкции. Сценарий усиливает экономическую раздробленность.
Углубление «отраслевых» экономических связей между странами-партнерами. В пример эксперты ВЭФ приводят область цифровой экономики или борьбы с изменением климата.
Прогрессирующее расхождение экономик, когда страны, поддерживающие свободный экономический порядок, отказываются от преференций для остальных стран. В этом случае ограничения усилятся в отношении Китая.
Очевидно, что при реализации любого их этих сценариев роль ГЧП будет только увеличиваться, поскольку только симбиоз госгарантий и госрегулирования и частного капитала и гибкости поможет достигнуть целей национальной стратегии.