?>
Введение……………………………………………………………...……..3 1. Теоретические исследования проблемы развития мышления детей младшего школьного возраста……………………………………………………5 1.1 Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход развития форм мыслительной деятельности…………………………………….5 1.2 Особенности мышления детей младшего школьного возраста.……11 2. Выявление уровня сформированности операций мышления у детей младшего школьного возраста…………………………………………………..15 2.1 Организация и методы исследования…………….………………….15 2.2 Анализ полученных результатов обследования…………………….19 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления младших школьников……………………………………………………………27 Заключение………………………………………………………………..29 Список литературы……………………………………………………..…31

Развитие мышления в младшем школьном возрасте

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
67% уникальность
2022 год
26 просмотров
Петрова В.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………...……..3 1. Теоретические исследования проблемы развития мышления детей младшего школьного возраста……………………………………………………5 1.1 Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход развития форм мыслительной деятельности…………………………………….5 1.2 Особенности мышления детей младшего школьного возраста.……11 2. Выявление уровня сформированности операций мышления у детей младшего школьного возраста…………………………………………………..15 2.1 Организация и методы исследования…………….………………….15 2.2 Анализ полученных результатов обследования…………………….19 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления младших школьников……………………………………………………………27 Заключение………………………………………………………………..29 Список литературы……………………………………………………..…31
Читать дальше
Мышление является формой человеческого познания. Мышление - это процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях [8]. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника - это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира» [3]. Обучение в школе существенно меняет содержание приобретаемых ребенком знаний и способы оперирования ими. Это ведет к перестройке мыслительной деятельности детей. Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития.


Если вас интересует докторская диссертация под ключ , заказать её можно на сайте Work5.


В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Актуальность темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. по словам Д.Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие - думающим» [27]. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Цель работы - рассмотреть состояние развития различных форм мышления у младших школьников, провести диагностику уровня развития мышления и проанализировать результаты. Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: развитие форм мышления у детей младшего школьного возраста. Задачи: - анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования; - изучение особенностей мышления младших школьников; - разработка рекомендации по развитию мышления младших школьников. Методологической основой исследования являются психологические концепции, раскрывающие природу человеческого мышления и системный подход к изучению психических процессов таких ученых как, С.Л. Рубинштейн [20], Л.С. Выготский [8], Ж. Пиаже, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец [12], А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин [26] и др. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: а) библиографический; б) эмпирические: психолого-педагогический эксперимент; в) методы обработки данных: количественный и качественный анализ; г) методы презентации данных: диаграммы, схемы, таблицы. База исследования: Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.

Читать дальше
Вопросу формирования мышления необходимо уделять внимание с самого раннего детства. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста изучали многие психологи и педагоги: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Жан Пиаже, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. Они считали, что мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предмета, явлений, к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними. Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом, направленным на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. Мышление есть результат развития человека, развития его мыслительной деятельности. Вначале отражение действительности во всем многообразии связей и отношений явлений, предметов, осуществляемое мышлением ребенка, очень несовершенно. Мышление у ребенка возникает в тот момент, когда он впервые начинает устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями окружающего мира и правильно действовать. На ранних ступенях развития ребенок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путем ряд конкретных, наглядных задач. Осваивая речь, он приобретает возможность формулировать задачу, задавать вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Ребенок овладевает понятиями и рядом умственных действий. Эти возможности в будущем должен использовать учитель, обучая детей с первого дня их работы в школе различным операциям и формам словесного мышления. С началом систематического школьного обучения большое значение приобретают осознание школьником под влиянием обучения своих умственных действий, формирование умения обосновывать свои действия, решения. Осознанные умственные действия определяют активность, самостоятельность и подвижность мышления ребенка и в конечном итоге успешное развитие мышления. Особенности умственной деятельности школьников развиваются постепенно и находят наиболее яркое выражение лишь к концу обучения в школе. Поэтому очень важно вовремя начать развитие всех процессов мышления, чтобы не допустить торможения интеллектуального развития каждого учащегося. А для этого необходимо разработать рационально-верную программу обучения, которая будет учитывать все физиологические и психологические особенности человека. В настоящее время над этим работают ученые и психологи всего мира. В психолого-педагогической науке разработаны диагностики, позволяющие выявить уровень сформированности операций мышления. В данной работе были адаптированы методики Р. С. Немова и Л. Ф. Тихомировой. Диагностические методики проводились индивидуально с каждым ребенком в специально созданных условиях. Это позволило получить достаточно объективную оценку сформированности операций мышления у детей на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. В рамках исследования особенностей развития различных форм мышления у младших школьников, был проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрены вопросы развития форм мышления. В рамках проведения диагностики были подобраны методы диагностики мышления применительно к младшему школьному возрасту, проведен анализ полученных результатов, по результатам исследования, разработаны рекомендации для развития мышления у детей младшего школьго возраста.
Читать дальше
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Деловая книга, 2017. – 342с. 2. Акимова, М.К. Теоретические подходы к диагностике мышления / М.К. Акимова, В.Т. Козлова, Н.А. Ференс // Вопросы психологии. - 2019. – 211с. 3. Борякова, Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у младших школьников / Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева. - М.: Норма, 2016. – 458с. 4. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся / Л.Р. Болотина // Начальная школа - 2019. – 125с. 5. Венгер, А. В. Психологическое обследование младших школьников / А. В. Венгер. - М.: Просвещение, 2018. - 388с. 6. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. В. Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2017. – 299с. 7. Венгер, А.Л. Восприятие и обучение / А.В. Венгер. - М.: Норма, 2016. – 134с. 8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2020. – 481с. 9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Норма, 2018. – 572с. 10. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Просвещение, 2018. – 287с. 11. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная - М.: Новая школа, 2018. – 381с. 12. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2017. – 426с. 13. Зак, А.З. Занимательные задачи для развития мышления / А.З. Зак // Начальная школа. 2019. – 221с. 14. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. - М.: Владос, 2019. – 132с. 15. Марцинковская, Г. Д. Диагностика психического развития детей / Г. Д. Марцинковская. - М.: 2018. – 310с. 16. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: «Академия», 2018. – 382с. 17. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2020. – 492с. 18. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - М.: Феникс, 2018. – 377с. 19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Проспект, 2017. – 572с. 20. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Проспект, 2019. – 421с. 21. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2018. – 482с. 22. Фридман, Л. М. Задачи на развитие мышления / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 2018. – 332с. 23. Шардаков, В.С. Мышление школьников / В.С. Шардаков. - М.: Просвещение, 2016. – 531с. 24. Щукина, Г.И. Проблемы формирования познавательных процессов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Психология, 2018. – 291с. 25. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Психология, 2017. – 412с. 26. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / под ред.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Анализ культурной дипломатии в современной России
Количество страниц:
50
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Международные отношения
курсовая работа
Особенности перемещения товаров в рамках международных бартерных сделок
Количество страниц:
33
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Внешнеэкономическая деятельность
курсовая работа
Коммуникативные компетенции журналиста в условиях цифровизации
Количество страниц:
27
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image