Введение 3
1. Философия жизни 5
1.1. Сущность и особенности неклассической философии 5
1.2. Философское осмысление творчества в философии жизни 7
2. Психоанализ 11
2.1. Философия творчества в конце XIX - начале XX веков 11
2.2. Философия творчества в рамках психоанализа 12
3. Экзистенциализм 17
3.1. Философия творчества в XX веке 17
3.2. Концептуальное оформление творчества в экзистенциализме 19
Заключение 23
Список литературы 26
Читать дальше
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Середина XIX в. ознаменовалась возникновением неклассической философии, философии, в которой отвергалось рациональное восприятие мира посредством только разума.
Философия жизни как одно из первых направлений неклассической философии стало рассматривать творчество как эволюционный жизненный процесс, а не отдельное действие с конечным результатом. Ницше видел величайшие творческие подвиги, воплощенные в трагической поэзии Древней Греции, как рождение редкого сотрудничества между «дионисийским» духом экстатического опьянения, наполняющим произведение жизненной силой и страстью, и «аполлоническим» духом. трезвой сдержанности, которая уравновешивает хаос порядком и формой.
С конца XIX в. философия творчества выходит за рамки собственно философии. Творчество становится объектом изучения на стуке философии и психологических наук. Так в классическом психоанализе творчество считается проявлением бессознательного в человеке. Творческий акт- это прорыв бессознательного за внешние, цивилизационные ограничения нашего сознания. Это способ обрести человеку свободу.
При этом творчество - это волевой акт; оно совмещает бессознательный процесс и сознательную деятельность. Внимание исследователей было обращено также на субъект творчества: он был индивидуализирован. Интерес к творчеству стал как никогда высоким, что позволило сильно продвинуться в исследовании данного вида человеческой деятельности.
В ХХ в. происходят фундаментальные изменения в культурной и научной жизни человечества. Огромные потоки информации, культурная глобализация меняют подходы к оценке роли и значения творчества. Творчество рассматривается с самых разных сторон: его структура, алгоритм выполнения, особенности проявления у человека, личность творца. Исследуется и возможность обучения творчеству.
Творчество связывают со свободой человека, его с неким прорывом, который он осуществляет за пределы своего бытия.
К концу ХХ в. существовало большое количество теорий творчества, включая психоаналитический, когнитивно-психологический, вычислительный, дарвинистский, социокультурный и личностный подходы. Определяется концептуальное содержание творчества. Оно, конечно, должно быть новым, но поскольку новизна может быть бесполезной (как в бессмысленной цепочке букв), она также должна иметь ценность или быть полезным.
Читать дальше
1. Аверьянова Г.А. К вопросу об истории развития понятия творчества / Г.А. Аверьянова //Russian Journal of Education and Psychology – 2016. - №3-2 (59). – С. 4-11.
2. Батурина И.В. Феномен творчества как предмет исследования европейской философии: краткий очерк основных идей / И.В. Батурина // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. – 2016.- №4 – С.65-74.
3. Бергсон А. Творческая эволюция / пер. с. франц. М. Булгакова. – Москва: Эксмо, 2019. –210 с.
4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества /Н.А. Бердяев. - Москва, 1989. – 608 с.
5. Дядык, Н.Г. Неклассическая философия: учебное пособие /Н.Г. Дядык. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. – 143 с.
6. Гераимчук И. М. Философия творчества /И.М. Гераимчук - Киев: ЭКМО. – 2006. – 120 с.
7. Комаров А. И. Методологические принципы исследования творчества: неклассическая философия / А.И. Комарова //Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. – 2011. – №. 5. – С. 143-149.
8. Лукач Г. Экзистенциализм /Г. Лукач //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2005. – №. 5.- С.24-45.
9. Мазина Е. И Философия творчества начала ХХ века / Е.И. Мазина // Вестник славянских культур. - 2011. - №2. - С.21-23.
10. Нестерова О. Ю. Природа творчества в философии психоанализа / О.Ю. Нестерова // Манускрипт. - 2017.- №5 (79). – С.123-125.
11. Ницше, Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Ф. Ницше. – М.: Мысль, 1990. – 830 с.
12. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. –Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 992 с.
13. Старовойтов В.В. Психоанализ и художественное творчество /В.В. Старовойтов [Электронный ресурс] //Практической Психологии и Психоанализа. – 2009. - №3. - Режим доступа: https://psyjournal.ru/articles/psihoanaliz-i-hudozhestvennoe-tvorchestvo (дата обращения: 23.05.2022)
14. Сартр Ж.П. Тошнота /Ж.П. Сартр – Москва: АСТ, 2017. - 320 с.
15. Томюк О. Н. Понимание критериев творчества в неклассической философии /О.Н. Томюк //Эпистемы. 2015. Вып. 10: Неклассическая наука. – 2015. – С. 142-147.
16. Томюк О.Н. Критерии творчества в классической и неклассической философии / О.Н. Томюк // Эпистемы: сборник научных статей. Вып. 7: Онто-гносеологические традиции: истоки и современность. — Екатеринбург: Ажур, 2012. — С. 184-192.
17. Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н.М., гл. ред. и др. – М., 2016. – Выпуск 2, 2016: Когнитивные и социокультурные измерения / Ред. Смирнова Н.М., Майданов А.С. – М.: ИИнтеЛЛ, 2016. – 314 с.
18. Шульга Е. Н. Философия креативности: важнейшие вехи изучения творчества / Е. Н. Шульга // Философия творчества. Выпуск 2. Когнитивные и социокультурные измерения – Москва: ИИнтелл, 2016 – С. 59-84.
Читать дальше