Введение 3
Глава 1. Банковское кредитование малого бизнеса в России 5
1.1.Понятие о малом бизнесе 5
1.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 8
1.3. Основные тенденции на рынке кредитования малого бизнеса в России 11
Глава 2. Современное состояние малого бизнеса в РФ и в экономически развитых странах 14
2.1. Динамика показателей кредитования малого бизнеса в РФ 14
2.2. Опыт финансовой поддержки малого бизнеса в экономически развитых странах 21
Глава 3. Проблемы кредитования малого бизнеса и способы их решения 27
3.1. Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России 27
3.2. Пути совершенствования кредитования малого бизнеса 32
Заключение 37
Список использованных источников 39
Читать дальше
Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в нашей стране остаётся нерешённой на протяжении длительного периода времени. Необходимо отметить некоторое противоречие: с одной стороны предприниматели нуждаются в денежных средствах, а банки готовы их им предоставить, а с другой стороны, по данным опросов, проведённых среди представителей малого и среднего бизнеса лишь около 12% бизнесменов регулярно пользуются банковскими кредитами.
Малый бизнес проник во все сферы производства, обслуживания, сервиса, науки и стал неотъемлемой частью экономики России. С каждым годом растет доля предпринимателей в числе клиентов банков.
В состав кредитных услуг входит кредитование текущей деятельности при недостатке у малых предприятий собственных оборотных средств на расширение бизнеса путем выдачи кредитов; инвестиционные кредиты на строительство, реконструкцию, расширение или приобретение основных фондов; кредитование в форме «овердрафта» - пополнение расчетного счета клиента при недостатке денежных средств.
На сегодняшний день, по оценкам экспертов, более 80% банков разработали собственные программы кредитования малого и среднего бизнеса. При этом слабым местом подобных программ является отсутствие универсальной системы оценки бизнесменов, обращающихся за кредитом. В Европе и США система оценки носит название скоринг и является полностью автоматизированной. Скоринг представляет собой бальную систему оценки, позволяющую отсеять субъективные факторы и определить, насколько целесообразно давать кредит тому или другому предприятию. В России балы выставляются человеком. Таким образом, оценка предприятия не может быть всецело объективной.
Обобщая всё сказанное выше, можно сказать, что малый или средний бизнес, который имеет наиболее высокие шансы получить необходимый ему кредит в требуемом размере – это предприятие, оперирующее на рынке данного региона не менее полугода, приносящее своим владельцам стабильную прибыль, а также имеющее чёткие перспективы развития.
Если же говорить в общем о кредитовании малого и среднего бизнеса в нашей стране, то несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, улучшение условий кредитования и так далее. Однако, несмотря на высокие темпы роста, объемы кредитования малого и среднего бизнеса в России, по оценкам экспертов, смогут догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 15 лет.
Доля субъектов малого предпринимательства, занятых в тех или иных сферах экономики и объем финансирования соответствующих видов предпринимательской деятельности, находятся в прямой зависимости друг от друга. В настоящее время наиболее активно инвестируется ссудный капитал в торговлю. А это противоречит программам, в которых одним из приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства является увеличение количества субъектов малого бизнеса в промышленной и инновационной сферах.
Таким образом, нужно не только увеличивать финансирование предпринимательства, но и изменять его структуру - создавать благоприятные условия для привлечения субъектов МП в реальный сектор экономики. Например, посредством льготного кредитования предпринимателей, проекты которых связаны с производством товаров и внедрением новых технологий.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
3. Банкурова, Х. И. Государственная поддержка малого бизнеса: зарубежный опыт на примере Федеративной Республики Германия / Х. И. Банкурова // Вектор экономики. – 2021. – № 4(58). – С. 1-9
4. Жакешова, А. П. Зарубежный опыт малого и среднего бизнеса в развитии экономики страны / А. П. Жакешова, А. Умаров // Научный альманах. – 2022. – № 3-2(89). – С. 10-14
5. Зюзина, Е. Д. Зарубежный опыт развития малого бизнеса / Е. Д. Зюзина // Вектор экономики. – 2019. – № 1(31). – С. 94
6. Крицкая, А. А. Направления совершенствования кредитования малого бизнеса / А. А. Крицкая // Аллея науки. – 2017. – Т. 1. – № 8. – С. 308-311
7. Курбанова, Ч. Р. Особенности строения финансовой системы экономически развитых стран / Ч. Р. Курбанова, Р. Р. Исмиханова, И. И. Ибрагимова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 1-2(40). – С. 94-96
8. Куренкова А.Д., Филиппова И.А. Организационная и управленческая структура коммерческого банка // Вестник научных конференций. - 2018. - № 6-2. - С. 107-108
9. Леушкина, В. В. Кредитование малого бизнеса банками России / В. В. Леушкина, О. В. Кондратьева, В. Н. Аликберов // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 11. – С. 140-145
10. Макиенкова, В. И. Основные проблемы развития малого бизнеса в России / В. И. Макиенкова, Я. М. Борисенко // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – № 6(22). – С. 642-646
11. Муртазалиева, А. М. Зарубежный опыт государственной финансовой поддержки малого бизнеса / А. М. Муртазалиева // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 57-5. – С. 80-85
12. Мухамедова, М. М. Пути развития банковского кредитования малого и среднего бизнеса / М. М. Мухамедова, Е. А. Богданова // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 3. – С. 19
13. Назинян, Э. Э. Состояние и перспективы ведения малого бизнеса после пандемии в РФ / Э. Э. Назинян // Экономика нового мира. – 2021. – Т. 6. – № 2(21). – С. 76-84
14. Осовский, С. В. Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России / С. В. Осовский // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 9(49). – С. 115-119
15. Петров, М.А. Банковское дело / М.А. Петров. - М.: Рид Групп, 2019. - 244 c.
16. Петрусевич, А. В. Задачи кредитования малого бизнеса / А. В. Петрусевич // Энигма. – 2020. – № 27-4. – С. 4-8
17. Сандбукт, А. М. К вопросу о понятии «малый бизнес» / А. М. Сандбукт, В. И. Милета // Экономические исследования и разработки. – 2019. – № 11. – С. 151-154
18. Султанов, Г. С. Роль и значение малого бизнеса в экономиках развитых стран / Г. С. Султанов // Актуальные вопросы современной экономики. – 2018. – № 7. – С. 50-54
19. Шульга, А. О. Кредитование малого бизнеса в России / А. О. Шульга // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 1. – № 1(13). – С. 332-344
20. Щербакова Д. В., Медведь А. А. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России //Управленческое консультирование – 2018 - № 11 – с. 119-131
Читать дальше