Введение 3
Глава 1.Теоретические основы изучения использования различных форм работы по физическому воспитанию в профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста 5
1.1.Анатомо-физиологические особенности детской стопы 5
1.2.Причины возникновения плоскостопия 10
1.3. Профилактика и коррекция плоскостопия различными средствами физического воспитания в условиях дошкольных образовательных учреждений 16
Глава 2. Практические аспекты использования разных форм работы по физическому воспитанию в профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста 23
2.1.Организация исследования: методы и диагностика плоскостопия у детей дошкольного возраста 23
2.2. Программа, направленная на профилактику плоскостопия дошкольников в условиях ДОУ 26
2.3.Результаты исследования 39
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 1 47
Приложение 2 48
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Плоскостопие – это заболевание опорно-двигательной системы человека, характеризующееся уплощением свода стопы и нарушением нормального функционирования мышечных тканей, суставов и костей стопы. Плоскостопие ведет к изменению формы стопы, снижению балансировочной, рессорной, толчковой и опорных функций стопы, что в итоге ведет к нарушению походки, усталости и болезненным ощущениям при беге и ходьбе, нарушениям всей опорно-двигательной системы человека.
Причинами формирования плоскостопия могут быть разные: особенности физиологии конкретного ребенка, травмы, развитие болезни, малоподвижный образ жизни, ожирение, неправильная обувь и прочие причины. У большинства детей плоскостопие со временем проходит, но процент детей с сохранением плоскостопия или даже с развитием осложнений, вызванными плоскостопием, до взрослого периода в последние десятилетия растет. Широкое распространение плоскостопия и других патологий опорно-двигательной системы среди детей и подростов говорит о неэффективности или недостаточности традиционных методов профилактики и коррекции плоскостопия.
С появлением высокого процента данной патологии у детей дошкольного возникла необходимость увеличения целенаправленной физической активности с использованием различных форм физических упражнений. Это необходимо для предотвращения возникновения плоскостопия. В связи с этим было принято решение организации корригирующих занятий на базе МДОУ «Муравушка».
Анализ научной и методической литературы, исследование публикации относительно проблемы плоскостопия детей дошкольного возраста позволили выявить самые оптимальные средства, благодаря которым обеспечивается комплексное исправление стоп и мышечного аппарата, улучшается двигательная готовность детей, меняется общее настроение на занятиях физической культуры.
Была разработана методика физического развития для детей дошкольного возраста с нарушениями функциональных состояний и деформациями стоп, включая комплексы специальных упражнений на исправлении каждого из типов стопных нарушений, динамические игры, самомассаж, оказывающие положительное влияние на двигательную готовность детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, настоящее исследование показало, что правильные физические нагрузки были эффективны при формировании правильного свода стопы. Тем не менее, из-за ограниченного времени применения профилактических мероприятий, имеется все еще значительная разница между дошкольниками с плоскостопием после разработанной программы и детьми с нормальными ступнями.
Тем не менее, подобранные и примененные упражнения способствовали укреплению мышц свода стопы и улучшению их силовых показателей у детей дошкольного возраста.
Профилактика и коррекция плоскостопия должна быть комплексной и направленной на укрепление всего организма ребенка. Лечебная гимнастика, закаливание, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь – мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс профилактики и коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Баламутова Н.М., Шейко Л.В. Применение лечебно-оздоровительного плавания для профилактики плоскостопия у школьников // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 11. – С. 49-51.
2.Бедарева М.С. Профилактика и лечебные физические упражнения при плоскостопии // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2018. – № 33. – С. – 90-91.
3.Васильева А.В. Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения. - СПб.: Питер, 2018. – 155 с.
4.Гацкан О.В. Причины плоскостопия в современном мире // Электронный научный журнал «Дневник науки». – 2020. – №7. – С.77-79.
5.Гацкан О.В. Формирование плоскостопия, его профилактика и лечение при различных формах // Тенденции развития науки и образования – 2020. – №6. – С. 60-65.
6.Голубева О.А., Давыдова Е.В. К вопросу профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 09.03.2022).
7.Ермоленко Е. К. Возрастная морфология: учебник. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 09.03.2022).
8.Ефимов А.П. Комплекс упражнений для профилактики и лечения плоскостопия у детей и взрослых // ЛФК и массаж. – 2019. – № 8. – С. 25-28.
9.Знатнова Е.В. Использование физкультурно-оздоровительных технологий для профилактики и коррекции плоскостопия у детей // Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины. – 2018. – № 4. – С. 104-107.
10.Козлов Ю.А. Физическая реабилитация детей 5-6 лет с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в условиях дошкольного образовательного учреждения // Теория и методика физического воспитания и спорта. – 2019. - № 1. – С. 65-68.
11.Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия. – Спб.: Изд-во «КОРОНА-Век», 2017. – 72 с.
12.Министерство здравоохранения РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru(дата обращения 09.03.2022).
13.Мирошниченко О.В. Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru (дата обращения 09.03.2022).
14.Моргунова О. Н., Красикова И.С. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: практ. пособие / О. Н. Моргунова, И.С. Красикова И.С. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2019. – 109 с.
15.Петухов Н.А. Влияние корригирующих упражнений на профилактику плоскостопия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 09.03.2022).
16.Попов Г.И., Самсонова А.В. Биомеханика двигательной деятельности: учебное пособие. – М.: Издательство «Академия», 2019. – 314 с.
17.Рыжова С.П. Профилактика плоскостопия и косолапости у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 09.03.2022).
18.Шарманова С.Б. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с.
19.Швалева Т.А. Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста на основе «игровых лабиринтов» // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 5. – С. 150-151.
20.Юн Л.В. Лечебное плавание как эффективное средство профилактики нарушения осанки и плоскостопия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 09.03.2022).
21.Яковлева В.А. Коррекция и профилактика плоскостопия у детей 6-8 лет [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 09.03.2022).
22.Cappello T. Determining treatment of flatfeet in children / T. Cappello, K. M. Song // Curr. Opin. Pediatr. – 2008. – Vol. 10, No l. – P. 77-81.
23.Cohen-Sobel, E. Combined technique for surgical correction of pediatric severe flexible flatfoot / E. Cohen-Sobel, R. Giorgini, Z. Velez // J. Foot Ankle Surg. – 2015. – Vol. 34, No 2. – P. 183-194.
24.Flatfoot : what fails and why / K. Hill [et al.] // Foot Ancle Clin. – 2018. – Vol. 8, No 1. – P. 91-104.
Читать дальше