?>
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы обучения детей младшего школьного возраста смысловому чтению 7 1.1. Лингвистические особенности обучения детей младшего школьного возраста смысловому чтению 7 1.2. Методические особенности обучения детей младшего школьного возраста смысловому чтению 13 1.3. Анализ учебников по литературному чтению в аспекте обучения детей младшего школьного возраста смысловому чтению 18 Глава 2. Описание проектировочной деятельности по обучению детей младшего школьного возраста смысловому чтению 25 2.1. Диагностика сформированности механизмов смыслового чтения у детей младшего школьного возраста 25 2.2. Комплекс заданий, направленный на обучение детей младшего школьного возраста смысловому чтению. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40 ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Методические основы обучения детей младшего школьного возраста смысловому чтению

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
86% уникальность
2022 год
22 просмотров
Халитова В.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы обучения детей младшего школьного возраста смысловому чтению 7 1.1. Лингвистические особенности обучения детей младшего школьного возраста смысловому чтению 7 1.2. Методические особенности обучения детей младшего школьного возраста смысловому чтению 13 1.3. Анализ учебников по литературному чтению в аспекте обучения детей младшего школьного возраста смысловому чтению 18 Глава 2. Описание проектировочной деятельности по обучению детей младшего школьного возраста смысловому чтению 25 2.1. Диагностика сформированности механизмов смыслового чтения у детей младшего школьного возраста 25 2.2. Комплекс заданий, направленный на обучение детей младшего школьного возраста смысловому чтению. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40 ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в содержании которого подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер, а умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии.


Если вам необходимо выполнить простой чертеж онлайн , можете обратиться к специалистам Work5.


Читателям поколения Z необходима постоянная внешняя стимуляция деятельности, которую они привыкли получать при использовании медиаресурсов, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех предметных областей, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где обучающимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации: на уроках, факультативных (элективных) курсах и пр. ФГОС НОО включает в освоение основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения». Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на овладение комплексом умений, связанных с извлечением необходимой информации, определением главной и второстепенной информации, восприятием сущности текста и свободной ориентацией в нем, адекватной оценкой содержания информации. В разное время проблему обучения навыкам смыслового чтения с различных научных точек зрения изучали А.Г. Асмолов, М.П. Воюшина, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Л.А. Мосунова, Т.Д. Полозова и др. Ученые рассматривали особенности организации процесса смыслового чтения, исследовали развитие у младших школьников психических процессов, связанных с навыками смыслового чтения. Объект исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста смысловому чтению. Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на обучение детей младшего школьного возраста смысловому чтению. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс заданий, направленный на обучение детей младшего школьного возраста смысловому чтению. Задачи исследования: − изучить и проанализировать состояние проблемы обучения детей младшего школьного возраста смысловому чтению в педагогической теории и практике; − осуществить отбор методов и приёмов работы по обучению детей младшего школьного возраста смысловому чтению; − проанализировать современные программы и учебники начального общего образования в свете исследуемой проблемы; − выявить критерии и показатели сформированности механизмов смыслового чтения у детей младшего школьного возраста; − на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на обучение детей младшего школьного возраста смысловому чтению. Методы исследования: − методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования; − частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом процесса учебного процесса в начальной школе, анализ продуктов учебной деятельности. База исследования: МАОУ СОШ №34, г. Екатеринбурга. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Читать дальше
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить обучение смысловому чтению в начальной школе, которая предполагала решение ряда последовательных задач. В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. ФГОС начального общего образования включают в освоение основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения». Когда ребенок читает вдумчиво, у него работает воображение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий, выделенные действия смыслового чтения, связанны с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение – весьма широкое понятие, понимание которого хоть и имеет определенные особенности у разных ученых в различных областях науки, но все же обладает общей для всех сутью. Смысловое чтение – это понимание прочитанного, способность видеть «между строк» и умение делать собственные выводы на основе изученных текстов. Смысловое чтение определено как специфическая форма сознательной активности человека, направленная на понимание содержания и смысла читаемого. Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения. Педагогами и психологами выделяются умения смыслового чтения, при должной работе педагога и учащихся способные перейти в навыки. Исследуются особенности и параметры смыслового чтения, в частности особенности обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в зачаточной школе. Предлагаются разные приемы и приемы, которые способствуют успешному обучению смыслового чтения при работе с художественными текстами. В частности, приемы технологии формирования предельного мышления органично встраиваются в уроки литературного чтения и результативно помогают осмыслению художественных произведений. После изучения психолого–педагогической литературы в ходе нашего исследования была проведена опытно–экспериментальная работа, целью которой было изучить навыки смыслового чтения у учащихся 4 класса. Уровень сформированности навыков смыслового чтения почти у половины учащихся был на низком и среднем уровнях. Разработанные методические рекомендации и подобранные уроки помогут педагогам начальных классов обучить детей смысловому чтению. В них отражены условия организации обучения младших школьников и наиболее эффективные приемы работы. В рекомендациях отражены этапы формирования навыков смыслового чтения, группы трудностей, с которыми может столкнуться педагог, пути их преодоления. Представлено построение урока литературного чтения с точки зрения формирования навыков смыслового чтения и примеры заданий. Тем самым мы внесли вклад в разрешение выявленной проблемы исследования. Предложения и рекомендации по использованию результатов работы. Наш опыт может быть использован учителями начальной школы в любом общем образовательном учреждении и приемлем для всех действующих образовательных учебно-методических комплектов. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357. 29 с. 2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – М. : Изд–во Просвещение, 2015. 486 c. 3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Академия, 2011. 125 с 4. Волкова Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №2. – С. 2–54. 5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Издательство «Лабиринт», 1999. 352 с. 6. Суворова Е.П., Воюшина М.П., Купирова Е.А. Формирование интеллектуально-речевой и читательской культуры школьников: междисциплинарный подход: Научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом». 2008 7. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: НПО МОДЭК, 2011. 432 с 8. Климанова Л. Ф. Уроки чтения: метод. пособие к учеб. «Литературное чтение». – М. : Просвещение, 2008. 94 c 9. Кузнецова М.И., Романова В.Ю., Хомякова И.С. Формирование коммуникативных универсальных действий. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Методическое пособие. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение. Учебная литература, 2018, 112 с. 10. Нижегородцева Н. В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования. Проблемы системогенеза учебной деятельности / под ред. А. В. Карпова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. 420 с. 11. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985. 130 с. 12. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб.пос. для студентов. М.: Просвещение, 1988. 324 с. 13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003. 688 с. 14. Нижегородцева Н.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №2. – С.7–62. 15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Высшее образование: МГППУ, 2009. 290 с. 16. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: учебное пособие для студентов пед.вузов. М., 2005. 118 с. 17. Оморокова М.И. Совершенствования чтения младших школьников. М.: Просвещение, 2006. 254 с. 18. Полозова Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2015. 256 с. 19. Рубинштейн М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. – М. : Мир, 2007. 310 с. 20. Соловейчик М.С. Программа «Русский язык». Учебно–методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. 150 с. 21. Соколов А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления. – М. : Изд–во Моск. Ун–та, 2017. 192 с. 22. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения. Пособие для учителя. М.:Баллас, 2018. 139 с. 23. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 282 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Субъекты коммерческой деятельности по российскому законодательству
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Юриспруденция
курсовая работа
Республика как форма правления
Количество страниц:
30
Оригинальность:
44%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
Исследование управляемой пневматической подвески грузового автомобиля.
Количество страниц:
60
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Машиностроение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image