Введение 3 Глава 1.Теоретические аспекты изучения особенностей детско-родительских отношений подростков 5 1.1. Проблема детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии 5 1.2.Особенности взаимоотношений подростков с родителями 11 Глава 2. Исследование особенностей отношения к отцу и матери у подростков 21 2.1. Обзор современных исследований в сфере взаимоотношений подростков с родителями 21 2.2.Организация и методы исследования 25 2.3. Анализ результатов исследования отношения подростков к родителям 27 Заключение 36 Список литературы 38

Особенности детско-родительских отношений подростков.

курсовая работа
Психология
40 страниц
67% уникальность
2022 год
30 просмотров
Окунева Н.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1.Теоретические аспекты изучения особенностей детско-родительских отношений подростков 5 1.1. Проблема детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии 5 1.2.Особенности взаимоотношений подростков с родителями 11 Глава 2. Исследование особенностей отношения к отцу и матери у подростков 21 2.1. Обзор современных исследований в сфере взаимоотношений подростков с родителями 21 2.2.Организация и методы исследования 25 2.3. Анализ результатов исследования отношения подростков к родителям 27 Заключение 36 Список литературы 38
Читать дальше
Актуальность исследования. Критическим в развитии психических процессов и становлении самосознания личности выступает подростковый возраст. Агрессивность современной социальной действительности формирует вокруг подростка полюс вызовов и угроз психоэмоциональному здоровью ребенка, преодоление которых является естественным процессом. В условиях постоянного давления единственным институтом социализации, осуществляющим фундаментальную поддержку взрослеющего человека, выступает семья. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и привязанности оказывают свое влияние на протяжении всей жизни человека. Качество внутрисемейных отношений моделирует поведение подростка в обществе, формирует его самоотношение. В психологии модель внутрисемейного взаимодействия рассматривается в системе детско-родительских отношений, как формат родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие его и способов поведения с ним. Разные комбинации детско-родительских контактов устанавливают различные типы или стили данных взаимоотношений. В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап.


Всё время занимает подготовка магистерской диссертации во Владивостоке ? Work5 поможет освободить время.


Специфика взаимоотношений «семья - подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы». Семейные отношения подростка охватывают его взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами, другими членами семьи. В данной работе мы подробнее затронем вопросы, касающиеся взаимоотношений подростков с родителями. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А.Спиваковская, А.Захаров, Ю.Гиппенрейтер, М.Буянов, З. Матейчик, Г.Хоментацкис, А.Фромм, Р.Снайдер и др.). Главное в воспитании ребенка – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно поэтому тема нашей работы является актуальной. Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении особенностей детско-родительских отношений подростков. Объект исследования - детско-родительские отношения. Предмет исследования - специфика взаимосвязи подростков и характера их отношений с отцами и матерями. Задачи: 1.Изучить проблему детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии 2.Рассмотреть особенности взаимоотношений подростков с родителями. 3.Провести обзор современных исследований в сфере взаимоотношений подростков с родителями. 4.В рамках изучения особенностей отношения подростков к отцам и материям, уточнить организацию и методы исследования. 5.Проанализировать полученные результаты исследования. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация материала; эмпирические методы: диагностика, количественный и качественный анализ. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. Проблема детско-родительских взаимоотношений является одной из актуальных проблем психологического развития в подростковом возрасте. Острота и значимость этой проблемы связана с основной дилеммой развития: подросток стремится к эмансипации от родителей, но одновременно нуждается в принятии и поддержке родителей. Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом всех других, социальных связей ребенка, которые ему предстоит устанавливать и создавать. Кроме того, эти отношения играют центральную роль в развитии самосознания – через них ребенок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе. Детско-родительские отношения — основа развития и психологического благополучия подростка. Автономизация и достижение эмоциональной дифференциации личности в семье, процесс перестройки родительско-детских отношений на качественно иной основе взаимного уважения и равноправия составляют важную задачу развития подросткового и юношеского возраста. Успешность решения указанной задачи возрастного развития, уровень достигаемой подростком независимости и установление новых границ внутри семейной системы в значительной степени определяются качеством сложившихся к началу подросткового возраста родительско-детских отношений. В подростковом возрасте одними из задач развития становятся освобождение от родительской опеки и построение новой системы отношений, что определяет существенное влияние семьи на развитие подростка на этой возрастной ступени. Принципиальное отличие детско-родительских отношений в этом возрасте состоит во внутренней противоречивости двух тенденций — тенденции к автономизации и самостоятельности и тенденции к сохранению и развитию прежних доверительных близких отношений с родителями. Родители призваны выполнять прежнюю функцию помощи и поддержки при увеличении дистанции и принятии и поощрении стремления подростка к обретению независимости. Стабильность и устойчивость детско-родительских отношений — одна из наиболее уязвимых характеристик для подросткового возраста. В связи с взрослением ребенка и тенденцией взрослости возникает объективная необходимость трансформации детско-родительских отношений, которые в прежнем виде оказываются не соответствующими новым возможностям и способностям подростка, в направлении расширения прав, ответственности и автономии подростка. Анализ современных исследований приводит к следующему выводу: родители должны способствовать становлению автономии подростка и при этом обеспечивать психологическое сопровождение процесса взросления с опорой на взаимную привязанность и авторитетный стиль воспитания. Надежная привязанность к родителям совершенно необходима для благополучного развития в подростковый период. Взаимоотношения со сверстниками не могут заменить взаимоотношений с родителями в качестве факторов позитивного развития. Конфликты между подростком и родителями не являются обязательным атрибутом взросления, могут играть как позитивную, так и негативную роль в становлении личности в подростковый период. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А.Адлер – М.: Феникс, 2018 – 448 с. 2.Алексеева Е. Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений / Е.Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №12. – С. 65-68. 3.Арбатская Е. С., Дичина Н. Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. – Иркутск: УМЦ РСО, 2017. – 104 с. 4.Варга А.Я. Системная семейная психотерапию - СПб.: Речь, 2017.- 144 с 5.Гиттинс К., Хант К. Родительский контроль за поведением в подростковом возрасте: как это влияет на самооценку и самокритику? // Вопросы психологии. - 2019. - №3. - С. 26-35. 6.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2016. – 336 с. 7.Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в школе. – 2016. – №1. - С.-3-29. 8.Калинина О.Г. Роль отца в психологическом развитии ребенка / О.Г.Калинина, А.Б.Холмогорова - М.: Форум, 2017. – 112 с. 9.Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. - 2017. - № 2. - С. 15—26. 10.Коккинос М., Альджиованоглу И., Вульгариду И. Регуляция эмоций и агрессия в отношениях у подростков: родительская привязанность в качестве модератора // Журнал детских и семейных исследований. - 2019. - № 11. - С. 3146-3160. 11.Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01 / Корытченкова Надежа Ивановна. – Новосибирск, 2013. – 197 с. 12.Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. – №1. – С.16-25. 13.Лидерс А.Г. Исследование представлений об особенностях родительского воспитания «глазами подростка» и «глазами родителя» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012 - № 2. – С.123-125. 14.Моретти М., Пелед М. Привязанность между подростком и родителями: связи, поддерживающие здоровое развитие // Современная зарубежная психология. 2016. - № 8. - С. 551-555. 15.Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского университета. Психология развития. – 2013. – №2. – С. 299-305. 16.Ньюфелд Г. Не упускайте своих детей. - М.: Ресурс, 2015. - 384 с. 17.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Издательство института психотерапии, 2013. – 279 с. 18.Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. – М.:МПСИ, 2016. – 496 с. 19.Плеханов В. Ю. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребёнка / В.Ю. Плеханов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – №5. – С. 69-86. 20.Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 368 с. 21.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г.Силяевой, - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 192 c. 22.Работег-Сарик З., Саки М. Взаимосвязь стилей воспитания и удовлетворенностью жизнью у подростков // Современная зарубежная психология. - 2014. - № 3. - С. 749-765. 23.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2017. – 812 с. 24.Сагкал А. Прямое и косвенное влияние родительского воспитания на школьные результаты подростков: изучение роли психической выносливости // Современная зарубежная психология. - 2019. - № 76. - С. 20-29. 25.Семенака С.И. Тип семейного воспитания как фактор агрессивного воспитания подростка // Армавирский государственный педагогический университет. - 2016. - № 2. – С. 167-169. 26.Смирнова Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопросы психологии – 2011. - № 6. – С. 210-212. 27.Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. – C.43-45. 28.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. - 464 с. 29.Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина// Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 704-707. 30.Фромм Э. Искусство любить. – М.: АСТ, 2018. - 220 с. 31.Чен Б.Б. Привязанность родителей и подростков и академическая адаптация: посредническая роль самооценки // Современная зарубежная психология. - 2017. - № 8. - С. 207-210. 32.Эйнстад Г. Самооценка у детей и подростков: книга для родителей. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 394 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Доходы и прибыль предприятия торговли, пути повышения.
Количество страниц:
40
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
реферат
Этническая танцевальная культура народов России "Этническая танцевальная культура Татарского народа"
Количество страниц:
5
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Народное искусство
курсовая работа
"Мир" микроэкономики в экономических концепциях XX века.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image