Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения особенностей детско-родительских отношений подростков 5
1.1. Проблема детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2.Особенности взаимоотношений подростков с родителями 11
Глава 2. Исследование особенностей отношения к отцу и матери у подростков 21
2.1. Обзор современных исследований в сфере взаимоотношений подростков с родителями 21
2.2.Организация и методы исследования 25
2.3. Анализ результатов исследования отношения подростков к родителям 27
Заключение 36
Список литературы 38
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Проблема детско-родительских взаимоотношений является одной из актуальных проблем психологического развития в подростковом возрасте. Острота и значимость этой проблемы связана с основной дилеммой развития: подросток стремится к эмансипации от родителей, но одновременно нуждается в принятии и поддержке родителей.
Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом всех других, социальных связей ребенка, которые ему предстоит устанавливать и создавать. Кроме того, эти отношения играют центральную роль в развитии самосознания – через них ребенок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе.
Детско-родительские отношения — основа развития и психологического благополучия подростка. Автономизация и достижение эмоциональной дифференциации личности в семье, процесс перестройки родительско-детских отношений на качественно иной основе взаимного уважения и равноправия составляют важную задачу развития подросткового и юношеского возраста. Успешность решения указанной задачи возрастного развития, уровень достигаемой подростком независимости и установление новых границ внутри семейной системы в значительной степени определяются качеством сложившихся к началу подросткового возраста родительско-детских отношений.
В подростковом возрасте одними из задач развития становятся освобождение от родительской опеки и построение новой системы отношений, что определяет существенное влияние семьи на развитие подростка на этой возрастной ступени. Принципиальное отличие детско-родительских отношений в этом возрасте состоит во внутренней противоречивости двух тенденций — тенденции к автономизации и самостоятельности и тенденции к сохранению и развитию прежних доверительных близких отношений с родителями. Родители призваны выполнять прежнюю функцию помощи и поддержки при увеличении дистанции и принятии и поощрении стремления подростка к обретению независимости.
Стабильность и устойчивость детско-родительских отношений — одна из наиболее уязвимых характеристик для подросткового возраста. В связи с взрослением ребенка и тенденцией взрослости возникает объективная необходимость трансформации детско-родительских отношений, которые в прежнем виде оказываются не соответствующими новым возможностям и способностям подростка, в направлении расширения прав, ответственности и автономии подростка.
Анализ современных исследований приводит к следующему выводу: родители должны способствовать становлению автономии подростка и при этом обеспечивать психологическое сопровождение процесса взросления с опорой на взаимную привязанность и авторитетный стиль воспитания. Надежная привязанность к родителям совершенно необходима для благополучного развития в подростковый период. Взаимоотношения со сверстниками не могут заменить взаимоотношений с родителями в качестве факторов позитивного развития. Конфликты между подростком и родителями не являются обязательным атрибутом взросления, могут играть как позитивную, так и негативную роль в становлении личности в подростковый период.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А.Адлер – М.: Феникс, 2018 – 448 с.
2.Алексеева Е. Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений / Е.Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №12. – С. 65-68.
3.Арбатская Е. С., Дичина Н. Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. – Иркутск: УМЦ РСО, 2017. – 104 с.
4.Варга А.Я. Системная семейная психотерапию - СПб.: Речь, 2017.- 144 с
5.Гиттинс К., Хант К. Родительский контроль за поведением в подростковом возрасте: как это влияет на самооценку и самокритику? // Вопросы психологии. - 2019. - №3. - С. 26-35.
6.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2016. – 336 с.
7.Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в школе. – 2016. – №1. - С.-3-29.
8.Калинина О.Г. Роль отца в психологическом развитии ребенка / О.Г.Калинина, А.Б.Холмогорова - М.: Форум, 2017. – 112 с.
9.Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. - 2017. - № 2. - С. 15—26.
10.Коккинос М., Альджиованоглу И., Вульгариду И. Регуляция эмоций и агрессия в отношениях у подростков: родительская привязанность в качестве модератора // Журнал детских и семейных исследований. - 2019. - № 11. - С. 3146-3160.
11.Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01 / Корытченкова Надежа Ивановна. – Новосибирск, 2013. – 197 с.
12.Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. – №1. – С.16-25.
13.Лидерс А.Г. Исследование представлений об особенностях родительского воспитания «глазами подростка» и «глазами родителя» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012 - № 2. – С.123-125.
14.Моретти М., Пелед М. Привязанность между подростком и родителями: связи, поддерживающие здоровое развитие // Современная зарубежная психология. 2016. - № 8. - С. 551-555.
15.Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского университета. Психология развития. – 2013. – №2. – С. 299-305.
16.Ньюфелд Г. Не упускайте своих детей. - М.: Ресурс, 2015. - 384 с.
17.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Издательство института психотерапии, 2013. – 279 с.
18.Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. – М.:МПСИ, 2016. – 496 с.
19.Плеханов В. Ю. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребёнка / В.Ю. Плеханов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – №5. – С. 69-86.
20.Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 368 с.
21.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г.Силяевой, - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 192 c.
22.Работег-Сарик З., Саки М. Взаимосвязь стилей воспитания и удовлетворенностью жизнью у подростков // Современная зарубежная психология. - 2014. - № 3. - С. 749-765.
23.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2017. – 812 с.
24.Сагкал А. Прямое и косвенное влияние родительского воспитания на школьные результаты подростков: изучение роли психической выносливости // Современная зарубежная психология. - 2019. - № 76. - С. 20-29.
25.Семенака С.И. Тип семейного воспитания как фактор агрессивного воспитания подростка // Армавирский государственный педагогический университет. - 2016. - № 2. – С. 167-169.
26.Смирнова Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопросы психологии – 2011. - № 6. – С. 210-212.
27.Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. – C.43-45.
28.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. - 464 с.
29.Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина// Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 704-707.
30.Фромм Э. Искусство любить. – М.: АСТ, 2018. - 220 с.
31.Чен Б.Б. Привязанность родителей и подростков и академическая адаптация: посредническая роль самооценки // Современная зарубежная психология. - 2017. - № 8. - С. 207-210.
32.Эйнстад Г. Самооценка у детей и подростков: книга для родителей. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 394 с.
Читать дальше