Проведенное исследование в рамках работы позволяет сделать несколько следующих выводов.
На законодательном уровне отсутствует закрепление организационно-правовая основы деятельности пенсионного ПФР, то есть его юридического статуса. Согласно разрозненным положениям в различных нормативно-правовых актах о пенсионном обеспечении, ПФР является государственным институтом, который создан с целью обеспечения централизованного управления средствами пенсионной системы.
В Положении «О Пенсионном фонде РФ» определено, что внебюджетный фонд не является государственным органом, обладает публично-правовыми полномочиями (например, обеспечивает контроль в сфере поступлением страховых взносов), специфической структурой организации, автономностью и наличием собственного источника доходов.
На сегодняшний день в России действует комбинированная система пенсионного обеспечения (страхования), которая предусматривает введение накопительной составляющей в распределительную модель пенсионного обеспечения. Иными словами, пенсионные накопления формируются из страховой составляющей пенсионных отчислений за счет обязательных взносов работодателей и накопительной составляющей, формирование которой гражданин осуществляет на добровольной основе.
Выявлены следующие проблемы системы пенсионного обеспечения в РФ:
в целом низкий уровень размера пенсионного обеспечения граждан;
отсутствие необходимой компенсации трудовых доходов граждан, которые вышли на пенсию после окончания трудовой деятельности на общественном производстве;
быстрое старение населения страны, что обуславливает недостаток финансовых средств для предоставления достойного уровня пенсионного обеспечения по возрасту;
наличие в нормативно-правовых актах положений, которые устанавливают привилегированное положение одних граждан по отношению у другим и др.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра обеспечивает своевременную выплату пенсии и социальных выплат каждому гражданину в полном соответствии с его пенсионными и социальными правами. Начиная с 2002 года наблюдался интенсивный прирост численности пенсионеров региона, за 17 лет произошло увеличение более чем в 2 раза, с 209 тысяч до 452,9 тысяч.
В рамках работы выявлены настораживающие тенденции функционировании Отделение, что предполагает необходимость осуществить переоценку политики расходов на пенсионные выплаты и вопросов, связанных с трансфертами из федерального бюджета на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
7 июня 2021 года территориальные органы ПФР Ханты-Мансийского автономного округа - Югра прошли процедуру перехода на централизацию деятельности территориальных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югра на уровень ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра. Изменение структуры позволит оптимизировать процесс назначения и выплаты пенсий, а также сократить затраты на содержание управленческого аппарата и на текущее материально-техническое обеспечение территориальных органов ПФР. При этом изменение структуры не отразилось на обслуживании населения региона, так как в подразделениях, как и ранее, осуществляется прием граждан и страхователей по всем вопросам, входящим в компетенцию Пенсионного фонда РФ.
Отделение проводит единую стратегию управления пенсионной системой в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, а также осуществляет руководство и контроль над деятельностью подведомственных территориальных органов Пенсионного фонда России в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра по вопросам пенсионного и социального обеспечения, распределения и контроля бюджетных средств в территориальных органах Пенсионного фонда РФ.
Руководящие функции в Отделение выполняет Управляющий. Управляющий отделением назначает заместителей, которые являются начальниками отделов. В случае, когда Управляющий не может выполнить свои обязанности, его полномочия передаются непосредственно одному из заместителей.
Деятельность Отделения нацелена реализацию следующих функций:
1. Учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию.
2. Назначение и выплата пенсий, в том числе трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.
3. Реализация процессов назначения и предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
4. Осуществление персонифицированного учета участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи.
5. Взаимодействие с работодателями, которые являются активными плательщиками страховых пенсионных взносов.
6. Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала.
Отделение ведет активную работу по реализации государственных программ в соответствии с принимаемыми на уровне федерального законодательства правовыми актами.
С целью их реализации Отделение ПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра берет на себя новые дополнительные функции. В рамках подготовки к осуществлению данных полномочий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра проводится работа: на местах создаются рабочие группы с участием региональных министерств социальной защиты населения, Банка России, учебных заведений на основании типовых форм соглашений об информационном взаимодействии. Для специалистов клиентских были разработаны стандарты предоставления мер поддержки на основе утвержденных паспортов государственных программ.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить следующие основные проблемы в сфере пенсионного обеспечения:
низкий уровень информированности населения о своих социальных правах и гарантиях и недостаточная финансовая грамотность;
несоблюдение законодательных норм и правил при расчете пенсионного обеспечения, в том числе из-за недостаточной профессиональной подготовки сотрудников Отделений ПФР;
влияние коррупционной составляющей на функционирование отделений ПФР;
необходимость реформирования системы накопительного пенсионного обеспечения.
Следовательно, существующие проблемы в сфере пенсионного обеспечения не позволяют говорить о том, что Отделение ПФР в целом осуществляет свою деятельность эффективно. Есть недоработки, которые отражаются на уровне пенсионного обеспечения граждан, в том числе в виде потери части гарантированного дохода по окончании трудовой деятельности. В связи с возникновением спорных и непонятных ситуаций при оформлении пенсионных выплат, гарантированных государством, у населения больше доверия вызывают негосударственные пенсионные фонды.
В рамках работы предложение настроить возможность информационного обмена между ПФР и Департаментом по труду и занятости населения, что позволит гражданам пожилого возраста:
своевременно приступить к обучению по государственной программе;
быть занятым и иметь стабильный доход;
быть информированным о сведениях, имеющихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, в том числе наличии стажа, дающего право выйти на страховую пенсию по старости за 2 года до наступления общеустановленного срока выхода на пенсию;
иметь возможность выхода на пенсию без сбора комплекта документов в максимально короткие сроки.
Основная цель рекомендаций по совершенствованию деятельности Отделения – это направить средства на формирование у населения автономного округа культуры пенсионных накоплений и в целом на повышение уровня благосостояния населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Рекомендации обусловлены изменениями, происходящими в отечественной системе пенсионного обеспечения, экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед пенсионной системой в автономном округе.