Введение 2
Глава 1. Понятие пластической выразительности актера в театре и кино 4
§1. Характеристика пластической выразительности 4
§2. Пластическая выразительность и работа актера над образом 12
Глава 2. Элементы пластической выразительности 15
§1. Элементы выразительности образа 15
§2. Проблематика современных тенденций в актерской пластической выразительности 20
Заключение 26
Список литературы 29
Читать дальше
Театральное искусство является коллективной деятельностью . Следовательно, труд педагога без сонаправленной деятельности студента не принесет желаемых результатов. Педагог сценической пластики может направлять студентов к самостоятельной практической реализации осваиваемой учебной программы. Объясняя технику выполнения нового элемента, преподаватель не должен самостоятельно демонстрировать его. Использование вербального описания упражнения позволяет учащемуся построить в сознании образ будущего действия, почувствовать физический импульс в теле, настроить психику на выполнение элемента и предпринять попытки его реализации.
А. Л. Гройсман, исследуя основы психологии художественного творчества, доказал, что «формированию и закреплению идеомоторных навыков помогают образные и мыслительные тренировки (имаго-тренинг, ментальный тренинг). Упражнения, построенные в форме совершения воображаемых действий, могут развить идеомоторную основу качественного выполнения самих действий» . Более того, в работе над разделом «акробатика» педагог может вовлекать студентов в процесс взаимопомощи: действующая пара выполняет акробатический элемент, вторая пара выступает в качестве страхующих.
Подобный подход формирует в сознании студентов готовность воспроизвести технологически сложный элемент, увидеть и проанализировать допущенные однокурсниками ошибки и помочь действующей паре не травмироваться в ходе выполнения задания.
Для людей, выбирающих актерскую профессию, характерен тип личности со склонностью к фантазии, воображению, построению яркого и нестандартного ассоциативного ряда, — что способствует выработке единого и доступного языка театрального обучения. Практика взаимодействия со студентами-актерами показывает, что большая часть учащихся быстрее воспринимает задачи, поставленные «образным языком» (с использованием сравнения, метафоры).
Актер, режиссер и теоретик театра Б.Е. Захава на личном опыте взаимодействия со студийцами и молодыми актерами 3-ей студии МХАТ выявил, что «если цель конкретна и живет в воображении как чувственный образ, как живое видение, то процесс выполнения задачи становится необычно активным, внимание актера приобретает характер очень напряженный» .
Суть театрального образования заключается в развитии навыка перевоплощения, работы над созданием образа. Поэтому педагогам пластического воспитания актера стоит расширять диапазон использования ассоциативного ряда в названии элементов физического тренинга («кошка лезет под забор», «гусеница», «трактор», «тележка», «мельница» и пр.). Образная лексика способствует поиску студентом правильного внутреннего самочувствия при выполнении упражнения, а также быстрой фиксации элемента в сознании и развитию воображения.
Профессиональный завет К. С. Станиславского о том, что «чем утончённее переживание, тем совершеннее должен быть инструмент, его передающий… тем выразительней должна быть его мимика, пластичнее движения, подвижнее и тоньше весь телесный аппарат воплощения», ставит перед современным педагогом значимые задачи . Для снижения деструктивного влияния десоматизации на развитие пластической выразительности актера педагогам движенческих дисциплин необходимо вести профессиональную работу в двух направлениях: восстанавливать утраченные качества телесности исполнителя и укреплять связь «сознание – тело». Освоение и развитие мер по уменьшению влияния десоматизации способствует воспитанию целостно развитого актера для успешной профессиональной реализации в современном театре.
Читать дальше
1. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: этнографические очерки АН СССР. Л.: Наука, 1990, 165 с.
2. Большой Российский энциклопедический словарь. - Репр. изд. - Москва : Большая Российская энцикл., 2009. - 1887 с.
3. Быховская И. М. Человек телесный в социокультурном пространстве и времени (Очерки социальной и культурной антропологии). Москва, 2004. 209 с.
4. Гордеева Т. В. «Мышечное связывание» в истории современного танца // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016. № 6 (47). 11 с.
5. Григорьянц Т.А. Культурно-исторический анализ пластических искусств : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Т.А. Григорьянц ; КГАКИ. – Кемерово, 2004. – 241 с. – Текст : непосредственный.
6. Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику. М., 2003. 351 с.
7. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – М.: Олма Медиа Групп. – 2011. – 576 с.
8. Дрознин А. Б. Физический тренинг актера по методике А. Дрознина. М.: ВЦХТ, 2004. 160 с.
9. Жолдак А. Письмо к артистам Городского театра Турку. URL: https://valieva.livejournal.com/445765.html
10. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1973. 233 с.
11. Зыков А.И. Театральный «билингвизм» профессии режиссёра пластики и танца // Проблемы художественного творчества и исполнительской интерпретации: сб. ст. по матлам Всерос. науч. чтений, посвящ. Б.Л. Яворскому. - Саратов: Саратов. гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2015. -119 с.
12. Каган М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строений мира искусства / М.С. Каган. – Ленинград: Искусство, 1972. – 440 с.
13. Кох И.Э. Основы сценического движения / И.Э. Кох. – Москва: Планета музыки, 2013. – 512 с.
14. Маркова С.В. Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / С.В. Маркова ; КГУКИ. – Краснодар, 2004. – 176 с.
15. Мейерхольд В.Э. К истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб.: КультИнформПресс, 1998 247 с.
16. Морозова Г. В. Пластическая культура актера. М.: ГИТИС, 1999. 311 с.
17. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера : учебное пособие для театр. вузов / А.Б. Немеровский. – Москва : Искусство, 1976. – 282 с.
18. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент / В.Н. Никитин. – Москва : Алетейя, 2000. – 624 с.
19. Попов А.Д. Из режиссерских записей / А.Д. Попов. – Москва : Искусство, 1967. – 120 с.
20. Сафонов В.А. Путешествие в чужую жизнь: Повесть о морях и суше. - [2-е изд.]. - Москва : Сов. писатель, 1961. - 277 с.
21. Сколота З.Н. Эстетика «новой телесности» в виртуальном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. Вып. 6. – 3 с.
22. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8т. Т.3. – М.: Искусство. – 1990. – 508 с.
23. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 3. М., 1954. 424 с
24. Хоружий С.С. Пластика человека в пределе и беспределе // Искусство кино. – 2001. – № 11. – 113 с.
Читать дальше