Определение терроризма – это сложная концепция, которую трудно сопоставить, и в течение нескольких лет она была источником споров в научных кругах и политике. В то время как некоторые ученые и эксперты решили работать с открытыми определениями, другие наметили несколько различных типов определений, все из которых изучают и пытаются охватить многие элементы, характерные для того, что такое терроризм.
С момента принятия УК в 1996 году юридическая ответственность за преступления, связанные с террористическими актами, значительно возросла. Ст. 205 УК РФ занимает центральное место в нормативной системе "борьба с терроризмом" и часто изменяется, а ее первоначальный текст практически отсутствует.
Цель терроризма состоит в том, чтобы влиять на решения правительства в пользу террористов, запугивая людей. Терроризм представляет собой очень опасную угрозу для общества. Иногда это может произойти в результате реальной гибели людей, и это случайно. Он не участвует в принятии решений и отвечает требованиям террористов.
Терроризм часто, хотя и не всегда, определяется с точки зрения четырех характеристик: угроза или применение насилия; политическая цель; желание изменить статус-кво; намерение посеять страх путем совершения зрелищных публичных действий; преднамеренное нападение на гражданских лиц.
Согласно п. 1 п ст. 63 УК РФ, отягчающими обстоятельствами является совершение преступления, направленного на поощрение, оправдание и поддержку терроризма. Обычно угроза уничтожения или уничтожения людей каким-либо другим способом оказывает на общество такое же сильное влияние, как и настоящий взрыв.
Основную работу по противодействию терроризму ведет Федеральная служба безопасности РФ во взаимодействии с МВД, Росгвардией, СКР и другими правоохранительными органами. Координирующую роль по противодействию преступности осуществляет Генеральная прокуратура РФ.
Само по себе посягательство на общественную безопасность не может рассматриваться как терроризм.
Преступления, представляющие опасность для людей, служат ориентиром для воздействия на власти. Чтобы правильно определить допустимость террористических актов, необходимо определить конечную цель. Террористические акты являются результатом преступных действий. Все члены террористической организации тесно сотрудничают и связаны общими целями.
Одной из проблем, связанных с терроризмом, как указывалось в первой части этой работы, является отсутствие определения термина "терроризм", в результате чего отсутствует международное преступление "терроризм".
Это связано с тем, что международное уголовное право содержит определенные принципы законности, одним из которых является nullum crimen sine lege, или отсутствие преступления без закона.
Искажение международного уголовного права путем игнорирования принципов законности недопустимо в соответствии со стандартами, установленными в области прав человека.
Другая проблема, также связанная с определением, заключается в безуспешном настаивании на включении мотивации в предлагаемые определения. В этом суть проблемы определения терроризма, и из-за невозможности принять другой способ (например, отказаться от требования мотивации) в международном праве до сих пор нет определения "терроризма". Это открывает дверь для политической эксплуатации этого термина с некоторыми очень печальными последствиями
Уголовное право еще недостаточно изучило цель, указанную в статье 205 Уголовного закона.
На самом деле не существует тщательного исследования, которое могло бы определить уровень участия в терроризме. Это является причиной вынесения ложных суждений представителям структур, призванных обеспечивать борьбу с терроризмом и освещать подобную деятельность.
Когда определенные преступные деяния явно считаются террористическими актами, отделы средств массовой информации и по связям с общественностью правоохранительных органов обычно быстро приходят к выводам, и в то же время, только после обнаружения преступников и их целей, они могут определить, считаются ли они террористическими актами.
Если конкретные действия совершены на почве неприязненных личных отношений, их следует рассматривать как убийство, совершенное общеопасными способами (п. 2 ст. 105 УК РФ).
Это означает, что истинная цель преступника может быть определена только тогда, когда преступник арестован и находится под следствием.
Похоже, что уголовное право не содержит четких ответов о том, как решать проблемы, связанные с международными актами насилия, которые обычно приписываются терроризму. Однако такой пессимистический взгляд не является ни уместным, ни желательным.
Ряд деяний криминализируется международными договорами: к таким деяниям относятся угон воздушного судна, похищение людей и захват заложников. Эти конвенции подтверждают аргумент о том, что четкое определение терроризма не является необходимым. Все, что требуется, - это запрещенный образ поведения, четко прописанный в контракте, с соответствующими санкциями, плюс широкое признание этого контракта. Это было бы большим шагом на пути к решению некоторых проблем, связанных с механизмом правоприменения.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать ряд предложений по улучшению межведомственного взаимодействия и профилактике преступлений террористической направленности:
1. Активизация взаимодействия между правоохранительными органами зарубежных государств, а также различными гражданскими организациями при раскрытии и расследовании преступлений террористической направленности путем проведения совместных совещаний, учений, тренировок, в том числе с привлечением сотрудников прокуратуры, занимающихся организаций координации деятельности правоохранительных органов.
2. Проведение активного мониторинга и запрета работы сайтов террористической направленности. Привлечение научного и экспертного сообщества, разработка и внедрение программ для выявления и блокировки таких сайтов. Подготовка достаточного количества квалифицированных специалистов по борьбе с кибертерроризмом в различных правоохранительных органах с возможным проведением стажировок в иностранных государствах.
3. Применение комплексного подхода при документировании и расследовании преступлений террористической направленности.
4. Использование средств массовой информации для профилактики указанных преступлений в части доведения до граждан мер ответственности за совершенные преступления террористической направленности с приведением конкретных примеров судебной практики с вынесенными решениями по уголовным делам.
5. Активная работа с молодежными объединениями и гражданами в части разъяснения опасности участия в радикальных группировках и группах. Более активная работа в школах и вузах страны, направленная на профилактику участия граждан (в особенности несовершеннолетних) в проектах террористической направленности.