Введение………………………………………………….…………………..………3
1 Дефицит бюджета и проблемы его финансирования………...……………...…5
1.1 Структура, функции и виды государственного бюджета……………….……5
1.2 Бюджетный дефицит и источники его финансирования. Теории сбалансированности бюджета……………………………………………………...8
2 Анализ государственного бюджета Российской Федерации……………….…13
2.1 Динамика доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации…………………………………………………………………..………13
2.2 Проблема сбалансированности бюджета в Российской Федерации в период становления экономики рыночного типа в РФ …………………………………..17
2.3 Мероприятия по совершенствованию механизма финансирования дефицита бюджета в Российской Федерации……………………………………...….......…21
Заключение………………………………………….………………………..….…25
Список использованных источников …………………………………….......….27
Приложения…………………………………………………………………….….29
Приложение А Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Читать дальше
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций.
Бюджетная система России строится на соблюдении определённых принципов, главными из которых являются: единство существующей бюджетной системы самостоятельность всех бюджетов сбалансированность бюджета гласность бюджетного процесса. На сегодняшний день бюджетная система РФ представлена тремя уровнями: федеральный, региональный, местный.
Основной функцией бюджета соответствующего уровня является своевременное финансирование мероприятий. Каждый вышестоящий бюджет служит как бы гарантом выполнения нижестоящим бюджетом своих функций в минимальном объёме, т.е. если в нижестоящем бюджете не хватает средств для выполнения государственных полномочий, то нехватка восполняется из вышестоящего бюджета. Иными словами, все звенья бюджетной системы РФ находятся в тесной взаимосвязи, а также являются обуславливающим фактором друг для друга.
В последние годы наблюдается ещё и стимулирующая функция бюджета, выражаемая в выделении средств в приоритетные и хорошо развивающиеся отрасли и побуждающая хозяйственные субъекты к эффективному экономическому использованию, что способствует мобилизации внутренних экономических средств.
Бюджетный дефицит - это национальный бюджет с отрицательным сальдо, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета больше суммы предполагаемых доходов.
Бюджетный профицит - это национальный бюджет с сальдо, превышающим нулевое значение, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета меньше суммы предполагаемых доходов (состояние бюджета противоположное дефициту).
В странах с развитой рыночной экономикой дефицит государственного бюджета не всегда рассматривается как негативное явление, которого следует обязательно избегать. Более того, согласно кейнсианской точке зрения, политика дефицитного финансирования признается полезной.
Бюджет полной занятости показывает, какими были бы бюджет и размер его дефицита или профицита в условиях полной занятости, при которой бюджет не зависит от текущего уровня доходов. Рост дефицита бюджета полной занятости или сокращение избытка ведет к увеличению совокупного спроса и росту выпуска продукции, и, наоборот, уменьшение дефицита или прирост профицита создает обратную тенденцию.
Сбалансированный бюджет в условиях экономического спада снижения доходов и безработицы ведет к автоматическому снижению налоговых поступлений в бюджет и росту его дефицита. Чтобы сбалансировать бюджет, нужно увеличить налоги, сократить расходы или сделать и то и другое. Однако попытка устранить вызванный спадом дефицит этими способами только усугубит ситуацию.
Ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики может способствовать ускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция.
Читать дальше
Нормативная литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – ст. 3823.
Литература:
2. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. - 439 с.
3. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2019. - 473 c.
4. Дементьев Д. В. Бюджетная система Российской Федерации : учебник/ Д.В.Дементьев.– М.: КНОРУС, 2018. - 332 с
5. Дубровская Ю. В. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / Ю.В. Дубровская. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. -356.
6. Ермасова Н. Б. Бюджетная система / Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2017. - 720 c.
7. Курченко Л. Ф. Бюджетная система РФ: субфедеральный и местный уровни. / Л. Ф. Курченко. - М.: Дашков и К, 2018. - 252 с.
Электронные ресурсы:
8. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минфина РФ. – Москва. – Режим доступа: URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 04.06.2022).
9. Официальный сайт Министерства финансов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минфина РФ. – Москва. – Режим доступа: URL: http://info.minfin.ru (дата обращения: 04.06.2022).
Статьи
10. Рыльская Е. Е. Проблема сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4–1. – C. 88 – 95.
Читать дальше