ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Феномен эмоционального выгорания 5
1.2. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога высшей школы 11
1.3. Условия работы педагога высшей школы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания 18
1.4. Методы профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов высшей школы 22
ВЫВОДЫ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Читать дальше
Таким образом, проанализировав литературу можно сделать вывод о том, что изучению эмоционального выгорания было уделено достаточно работ. Данное понятие было полностью раскрыто авторами, были описаны фазы, факторы эмоционального выгорания. Также можно найти достаточное количество литературы о педагогической деятельности и ее специфике, создающей условия для развития этого синдрома.
Подводя итог вышесказанного, можно заключить следующее - синдром эмоционального выгорания оказывает влияние на результативность профессиональной деятельности педагогов. Как правило, педагоги при этом перестают справляться со своими обязанностями, теряют творческий настрой относительно продукта своего труда, деформируют свои профессиональные отношения, роли и коммуникации. От психологического состояния (в т.ч. благополучия) наставника зависит не только его деятельность, но и внутренняя обстановка в обучаемом коллективе, а соответственно, и эффективность учебной деятельности.
Для того чтобы не столкнуться с проблемой эмоционального выгорания необходимо, прежде всего, помнить о своем здоровье и своевременно реагировать на какие - либо проявления данного синдрома.
Таким образом, проблема эмоционального выгорания педагога является не менее важной, чем проблема его профессионального развития. Она нуждается в поиске эффективных способов ее решения, прежде всего, на мой взгляд, в выборе оптимальных и действенных путей профилактики. Исходя из этого, необходимо составить программу профилактики эмоционального выгорания педагогов, успешность которой зависит от выбранных форм работы - с одной стороны и от личностной заинтересованности педагога с другой.
Читать дальше
1. Белановская, О.В. Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной деформации // Психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч.ст.: в 2 ч. / Под общ.ред. Е.Л. Касьяник. – Минск: РИПО, 2014. – Ч.2. – С. 32-33
2. Бобылёва Г. А., Капичников А. И., Капичникова О. Б. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации высшего образования // Мир педагогики и психологии. - 2017. № 4 (9). 10-14 с.
3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. / В.В, Юойкт- СПб.: Питер. 2019 - 99-105 с.
4. Бусовикова О. П., Мартынова Т. Н. Исследование формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников. // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. - 410 с.
5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд.: Питер. - Спб.; 2008.147-148 с.
6. Дидусенко Е. Н., Капичников А. И., Капичникова О. Б. Модульная технология в условиях бакалавриата и магистратуры современного вуза.
// Научное обозрение: гуманитарные исследования.- 2017. № 5. 138-142 с.
7. Димова В. Н. Личностные детерминанты и организационные факторы развития психического выгорания личности в профессиях «субъект-объектного» типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. / Ярославль, 2019. - 25 с.
8. Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. / З.Ф. Есараева. – Л.: Изд-во Ленинградский университет, 2018. – С 152.
9. Калиниченко Э. Б., Романова О. В., Капичников А. И., Капичникова О. Б. О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. № 4 (24). - С. 104-107.
10. Калиниченко Э. Б., Романов О. В., Капичников А. И., Капичникова О. Б. О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. European Social Science Journal. 2016. № 6. С. 151-153 с.
11. Колтунович Т. А. Профессиональное выгорание в исторической ретроспективе: описательный период осмысления феномена // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2017. № 11. - С 46–50
12. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2015. № 4. - С. 29–32.
13. Ложкова, Г.М. Особенности мотивации инновационной деятельности преподавателей высшей школы / Г. М. Ложкова, Е. В. Маняпова // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 2. – С. 43-50.
14. Маслач К., Майкл Лейтер. Правда про выгорание: в организации. Причины личного стресса и что с этим делать. [Электронный ресурс] – режим доступа http://friedsocialworker.com/truthaboutburnout.htm (дата обращения - 20.04.2022 г.).
15. Мелетичев В. В., Шингаев С. М. Мотивация профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика: монография. - СПб.: СПб АППО, 2014. 100 с.
16. Нагавкина, Л. С. Валеологические основы педагогической деятельности: учебно- метод. пособие / Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. - М. : КАРО, 2015. - 272 с.
17. Неруш Т. Г., Поваренков Ю. П. Профессиональное выгорание как деструктивная тенденция профессионального развития личности/ СГСЭУ. - Саратов, - 2012. 224 с.
18. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. - № 3. - 2001. 18-26 с.
19. Пряжников Н. С., Ожогова Е. Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога. // Психологическая наука и образование. №2. - 2008. – с. 96-104
20. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. //Вопросы психологии. - М.: ШколаПресс, 1994. - № 6. 57-63 с.
21. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. 2002. Том 23. - №3. 85-95 с.
22. Ryff С., Singer B. Know Thyself and Become What You Are: A Eudaimonic Approach to Psychological Well-Being // Jornal of Happiness Stadies 2008. March. № 9. 13-39 p.
Читать дальше