Таким образом, по итогам рассмотрения данной темы, можно сделать следующие выводы:
Эволюция электронной коммерции в течение последних 20 лет является результатом перехода от частной, или закрытой, сетевой системы к открытой, общедоступной сетевой платформе, такой как Интернет, обеспечивающий доступ к товарам и услугам круглосуточно, в любое время и в любом месте. Электронная коммерция основывается на структурных элементах модели традиционной торговли, добавляя гибкость, предлагаемую электронными сетями, что способствует улучшению операций, ведет к существенной экономии затрат, повышению конкурентоспособности и эффективности за счет пересмотра существующих бизнес-моделей.
Выделяют несколько факторов, которые повлияли на бурный рост электронной коммерции в конце XX - начале XXI вв.: развитие ИКТ, прежде всего электронных сетей для передачи и обмена данных и их интеллектуального потенциала, динамика показателей национального производства и потребления, темпы роста количества пользователей интернет-технологий, размеры интернет-аудитории, правововое регулирование в области электронной коммерции.
Поскольку на момент написания статьи еще не опубликована официальная информация по итогам мировой торговли за прошлый год, воспользуемся прогнозами ведущих компаний, занимающихся анализом международного рынка.
Товарная структура рынка электронной торговли состоит из множества разнопрофильных категорий - от запчастей к автомобилям, габаритной бытовой техники до парфюмерии и предметов искусства (практически все, что представлено в традиционном ритейле). Характерной особенностью глобального спроса является высокая популярность таких сегментов, как электронные книги, музыка и видеофильмы. По экспертным оценкам, такие товары занимают первые позиции в списке предпочтений онлайн-покупа-телей.
Важнейшим и определяющим элементом цифровой экономики становится сектор услуг на основе ИКТ. В нем можно выделить 5 основных сегментов: услуги для путешественников, онлайн-до-ставка, билеты на мероприятия, фитнес и услуги знакомств.
Исследования в области электронной торговли прямо указывают на то, что современные цифровые технологии могут формировать и отслеживать весь путь, который проходит покупатель от знакомства с товаром до его приобретения, то есть выстраивают новые схемы взаимодействия с клиентом.
Специалисты прогнозируют, что с каждым годом все большая часть рекламного бюджета будет уходить на разработку и внедрение чат-ботов. Именно они значительно облегчат работу продавцов и позволят покупателям оптимизировать время на выбор и заказ товара. Компании получат исчерпывающую информацию о предпочтениях клиентов, которые теперь избавлены от необходимости общаться с персоналом.
Опираясь на большие данные и расширенное машинное обучение, ИИ дает рекомендации, основанные на фактическом поведении пользователей, часто в режиме реального времени, становясь для них мощным инструментом путем использования в мобильных устройствах личных помощников.
Ярко выраженной тенденцией современности стал перенос электронной торговли в офлайн-сферу. Покупатели по достоинству оценили возможность получить заказанный онлайн товар в магазине рядом с домом. Разработка специальных платформ позволяет объединить разные системы, обеспечивает их доступность в режиме онлайн, а покупатели получили возможность действовать по своему усмотрению.
Долгосрочным трендом становится стирание границ между продуктом и услугой. Особым типом товара стали его цифровые образы и двойники с набором наиболее существенных свойств, характеризующих его. Все больше товаров продаются с обязательным набором услуг, которые и составляют основной объект торговли. По сути, от потребления товаров и услуг общество переходит к потреблению технологий, определяющих ценность сервисов по использованию товаров.
Персонализация онлайн-шопинга - ключ к удовлетворению клиентов. Сайты электронной коммерции поддерживают эту тенденцию и вкладывают огромные средства в сервисы персона-лизации, чтобы сделать процесс покупок в Интернете еще доступнее. Проводя анализ действий покупателя, можно предложить ему те товары и услуги, которые вызовут несомненный интерес, что особенно важно для продвижения новой продукции.
Таким образом, электронная коммерция является самым стремительно развивающимся направлением. Ее рассматривают как одно из проявлений цифровой экономики, отличающейся мобильностью, инновационными возможностями для производственной и деловой активности, изменения структуры рынка труда и капитала. Электронная торговля реальными (и виртуальными) товарами и услугами использует способы традиционной торговли, но на принципиально новом уровне. Она позволяет снизить стоимость, расширить потенциал рынка, более полно удовлетворить запросы потребителей за счет тесного взаимодействия с поставщиком. Покупатели, вовлекаемые в новую для себя коммерческую среду, открывают определенные возможности и преимущества.