Введение....................................................................................................................................3 Глава 1. Теоретический анализ диагностики и профилактики дисграфии младших школьников общеобразовательной школы.......................................................................6 1.1 История и современное состояние проблемы расстройств письма у младших школьников. Этиология и патогенез нарушения письменной речи....................................6 1.2 Симптоматика дисграфий................................................................................................12 1.3 Классификация дисграфий...............................................................................................14 1.4 Выводы по теоретической части исследования.............................................................18 Глава 2. Эмпирическое исследование диагностики и профилактики дисграфии младших школьников общеобразовательной школы...................................................20 2.1 Общая схема исследования, участники исследования..................................................20 2.2 Методы исследования.......................................................................................................22 2.3 Результаты эмпирического исследования диагностики и профилактики дисграфии младших школьников.............................................................................................................23 2.4. Выводы по практической части исследования.............................................................39 Заключение.............................................................................................................................42 Список использованной литературы................................................................................44

Диагностика и профилактика дисграфии у младших школьников

дипломная работа
Педагогика
45 страниц
81% уникальность
2022 год
177 просмотров
Чуслина О.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение....................................................................................................................................3 Глава 1. Теоретический анализ диагностики и профилактики дисграфии младших школьников общеобразовательной школы.......................................................................6 1.1 История и современное состояние проблемы расстройств письма у младших школьников. Этиология и патогенез нарушения письменной речи....................................6 1.2 Симптоматика дисграфий................................................................................................12 1.3 Классификация дисграфий...............................................................................................14 1.4 Выводы по теоретической части исследования.............................................................18 Глава 2. Эмпирическое исследование диагностики и профилактики дисграфии младших школьников общеобразовательной школы...................................................20 2.1 Общая схема исследования, участники исследования..................................................20 2.2 Методы исследования.......................................................................................................22 2.3 Результаты эмпирического исследования диагностики и профилактики дисграфии младших школьников.............................................................................................................23 2.4. Выводы по практической части исследования.............................................................39 Заключение.............................................................................................................................42 Список использованной литературы................................................................................44
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Общеизвестно, что в жизни каждого человека речь имеет важную функцию, поскольку выступает в качестве соответствующего средства осуществления общения между людьми. Без этого было бы сложно людям организовать совместную деятельность, а также получать взаимное понимание. Осуществление полноценного общения посредством речи выступает важным условием ведения нормальных общечеловеческих контактов, что соответственно значительно расширяет представления ребенка о среде, которая его окружает. Вопрос исследования и устранения нарушений письма у обучающихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи становится всё более актуальным и приоритетным в логопедической работе. Это обуславливается тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих тяжелые нарушениями речи, что соответственно приводит к различным трудностям в овладении письменной речью. В связи с тем, что к числу сложных высших психических функций, присущих человеку, выступает его речь, которая обеспечивается соответствующей деятельностью головного мозга.


Многих интересует цена дипломной работы по экологии. Мы рассчитаем стоимость бесплатно. Для этого нужно заполнить форму заказа и вы получите цену написания вашего диплома.


В случае возникновения органического поражения мозга могут развиваться определенные избирательные нарушения и в речевой системе, возникать тяжелые нарушения речи. К последним принято относить такие как: алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, общее недоразвитие речи (I и II уровни речевого развития), заикание. От психического развития обучающихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи зависит уровень осознания и усвоения ими соответствующего учебного материала, а также развития навыков его использования, является необходимой составляющей для подготовки к работе в современных условиях, к творческой деятельности. Противоречие исследования. Учителя начальных классов уделяют недостаточно внимания формированию письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, занимаясь только развитием письма у обучающихся без ограничения возможностей здоровья, особенно в условиях инклюзивного образования, чем порождается противоречие между осуществлением инклюзивного образовательного процесса и коррекцией дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Решить это противоречие можно различными путями. Одним из которых является коррекция дисграфии у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования, которая не только формирует необходимые умения и навыки для дальнейшего обучения, но и способствует личностному и социальному развитию детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Проблема исследования. В некоторых исследованиях приводился анализ соответствующих механизмов, связанных с нарушением письма (О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина). Однако, некоторые теоретические аспекты изучения сложностей, возникающих при обучении письму в школе, требуют дальнейшего исследования. Повышение эффективности осуществления коррекции логопедической работы, направленной на устранение нарушений устной речи и письма у младших школьников, имеющих дисграфию на данный момент выступает актуальным заданием логопедии. Объект исследования –состояние письма и устной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Предмет исследования – процесс коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Проблема исследования заключается в поиске методических путей коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Цель исследования –анализ особенностей развития речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и разработка на основе этого коррекционной программы по дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Задачи исследования: – изучение теоретических основ исследования дисграфии у младших школьников; – проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов по изучению устной речи и письма у младших школьников; – определение логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников. Гипотеза исследования – специальные образовательные условия, создаваемые в массовой школе, содействуют развитию как устной, так и письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов познания. Основным методом, используемым при написании данной работы, является метод системного анализа управления человеческими ресурсами. При изучении объекта исследования использованы методы диалектического познания, а также такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, описание. База исследования. Соболевская средняя общеобразовательная школа (Дошкольное отделение). Практическая значимость. Разработанные и сформулированные автором выводы могут быть применены в практической деятельности, научной сфере, а также в учебной деятельности по такой дисциплине, как «Логопедия», «Коррекционное обучение». Предполагается использование материалов исследования при участии в научных конференциях, при подготовке методических материалов, монографий и статей по вопросам, связанных с коррекцией дисграфии у младших школьников, а также в работе логопеда в общеобразовательном учебном заведении. Степень разработанности темы. В настоящее время в литературе представлено много исследований, посвященных формированию у детей младшего школьного возраста как устной, так и письменной речи. Проблема нарушения письменной и устной речи у школьников выступает одной из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Возникающие сложности, связанные с овладением обучающимися навыком письма, выявляются среди школьников довольно часто. Рядом специалистов проведены исследования, посвященные коррекции нарушений письма у обучающихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф. Спирова, А.В. Ястребова). Научная новизна исследования. Результаты выполненного исследования в совокупности разрешают важное научное задание – развитие теоретических основ построения логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. В результате проведенного исследования получены новые научные и практические результаты: – впервые обосновано применение специальной методической разработки по коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Данное исследование было направлено на проведение коррекционной работы с целью преодоления определённых нарушений в письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. В процессе проведения настоящей экспериментальной работы нами достигнута поставленная цель - анализ особенностей развития речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и разработка на основе этого коррекционной программы по дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. По результатам исследования сделаны следующие выводы. В результате эмпирического исследования особенностей письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи можем сделать следующие выводы: 1. Критериями, по которым оценивалась письменная речь младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, было выделено: – обследование уровня сформированности моторной сферы проводилось по методике Н.М. Трубниковой; – методика «4-й лишний» направлена на исследование способности обобщать понятия и предметы на основе определённых признаков, выделять существенные качества понятий, объединённых общим признаком; – для оценки уровня сформированности аналитико-синтетической деятельности были использованы задания на классификацию предметов «Исключи буквы»; – методика «Опосредованное запоминание» направлена на исследование зрительной памяти; – методика обследования слуховой памяти; – методика «зашумленной» картинки; – методика «Найди и вычеркни» направлена на определение продуктивности и устойчивости зрительного восприятия младших школьников с речевыми нарушениями, а также уровня внимания младших школьников с речевыми нарушениями; – обследование просодической стороны речи проводилось с помощью следующих заданий: рассказать наизусть одно из стихотворений, прочитать выразительно небольшой текст, знакомый по содержанию. Так же в ходе предыдущего обследования звукопроизношения уже можно заметить некоторые особенности состояния просодической стороны речи. При этом отмечаются и анализируются следующие критерии: состояние голоса, темп речи, мелодико-интонационная стороны речи, разборчивость речи, состояние речевого дыхания; – для изучения состояния лексической стороны речи младших школьников используются следующие методы: обследование пассивного и активного словарного запаса по специально составленному материалу; наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности; изучение медицинской и педагогической документации, анкетирование родителей; – для обследования грамматической стороны речи использовались задания на понимание логико-грамматических отношений, падежных окончаний существительных, рода, числа и другого; также предлагается составить предложения по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок и задания на словообразования; – обследования графомоторных навыков. осуществлялось по традиционным методикам, которые включали задания на определение уровня развития мелкой моторики рук (методики Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич), определение развития графического навыка (по критериям Н.В. Нижегородцевой), срисовывание; – обследование навыков письма (списывание, слуховой диктант, самостоятельное письмо) по методике О.Б. Иншаковой. 2. Результаты диагностики развития письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи показали недостаточную сформированность всех компонентов. Характерной чертой обучающихся, получивших наибольшие баллы при обследовании речевых функций, так же показали наибольшие баллы в развитии высших психических функций. Те обучающиеся, у которых речь менее развита, показали большие отставание в развитии высших психических функций (памяти, мышления, восприятия, внимания) и графомоторных навыков. 3. У обучающихся младшего школьного возраста имеются нарушения в строении артикуляционного аппарата, отчего страдает его моторика, что приводит к нарушению звукопроизношения, а соответственно и письма. Установлено, что у 77% младших школьников отмечается артикуляторно-фонематическая дисграфия, у 9 % - акустико-фонематическая, а у 14% оптико-пространственная. В связи с этим очень важным в разработке программы коррекции письма у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи является систематическая логопедическая работа, направленная на развитие звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия с применением различных упражнений для пальцев и кистей рук, которая будет способствовать профилактике ошибок на письме.
Читать дальше
1. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с. 2. Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М.: Юрайт, 2018. — 377 с. 3. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / Е. А. Медведева [и др.]; под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 274 с. 4. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с. 5. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с. 6. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 191 с. 7. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с. 8. Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2017. — 158 с. 9. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с. 10. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с. 11. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с. 12. Завьялова Т. П. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся: учеб. пособие для СПО / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 167 с. 13. Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. — М.: Теревинф, 2017. — 64 с. 14. Колесникова Г. И. Девиантология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 175 с. 15. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с. 16. Лосева С. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. — М.: Редкая птица, 2020. — 160 с. 17. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с. 18. Медико-биологические основы дефектологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 224 с. 19. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с. 20. Мисаренко Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для СПО / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 314 с. 21. Поварова И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников. — М.: Юрайт, 2020. — 140 с. 22. Поварова И. А. Основы логопедии: нарушения письменной речи у младших школьников. — М.: Юрайт, 2020. — 140 с. 23. Прищепова И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. — М.: Юрайт, 2020. — 202 с. 24. Прищепова И. В. Логопедическая работа. Усвоение орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. — М.: Юрайт, 2020. — 202 с. 25. Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей. — М.: Юрайт, 2020. — 202 с. 26. Рипа М. Д. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с. 27. Рожков М. И. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 287 с. 28. Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания: учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с. 29. Сикорский, И. А. Заикание: учеб. пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2019. — 188 с. 30. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с. 31. Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2020. — 192 с. 32. Токарская Л. В. Психология семьи. Психологическое сопровождение процесса усыновления: учеб. пособие для вузов / Л. В. Токарская. — М.: Юрайт, 2018. — 136 с. 33. Фесенко Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 250 с. 34. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с. 35. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 215 с. 36. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с. 37. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с. 38. Шнейдер Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учеб. пособие для СПО / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 219 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Этнический стереотип «русский» в представлении носителей англоязычных культур
Количество страниц:
25
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Филология
дипломная работа
Сравнение федеративных моделей России и Германии
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Политология
дипломная работа
Правовое регулирование бюджетных процессов в Российской Федерации
Количество страниц:
55
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image