Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности 5
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 12
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 19
1.4. Анализ основных показателей конкурентоспособности предприятия 27
Глава 2. Анализ конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Канцторг» 34
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Канцторг» 34
2.2. Анализ российского опыта развития сферы маркетинговых исследований и способы повышения конкурентоспособности 41
2.3. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Канцторг» 49
2.4. Разработка мероприятий по улучшению конкурентоспособности 59
2.5. Оценка финансовой стоимости мероприятий и прогноз улучшения конкурентоспособности предприятия после проведения мероприятий 66
Заключение 72
Список литературы 74
Приложения 76
Приложение 1 Бухгалтерский баланс на 31.12.2021 г. 76
Приложение 2 Отчет о финансовых результатах за 2021 г. 77
Читать дальше
При исследовании теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия были сделаны следующие выводы.
Конкуренция представляет собой процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке в конкретное время для подержания победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Конкурентоспособность – комплексная характеристика, которая может выражаться через групповые, интегральные, обобщенные показатели. Целью опенки конкурентоспособности предприятия является определение положения предприятия на отраслевом, региональном или международном рынках.
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. К основным внешним факторам можно отнести следующие элементы: внутренняя экономическая ситуация; поддержка отечественного предпринимательства; наличие особых экономических зон; правила для локализации производства. Внутренние факторы включают в себя: финансовое положение предприятия; качество продукции; уровень используемых в производстве технологий и технологичность; себестоимость и цена реализации продукции.
В рамках данной работы были выделены следующие методы для оценки конкурентных позиций предприятия:
финансовый анализ используется как одно из средств оценки конкурентоспособности и как средство оценки финансовой стратегии предприятия и успешности ее реализации, с позиции достижения более высокого уровня конкурентоспособности;
SWOT-анализ, позволяющий выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить его возможности и угрозы;
STEP-анализ, это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.
При проведении анализа конкурентоспособности ООО «Канцторг» были сделаны следующие выводы.
ООО «Канцторг» занимается реализацией канцелярских товаров, как в опт, так и в розницу. Компания действует на рынке г. Нижнего Новгорода с 1998 года. В компании реализована линейно-функциональная структура, которая отвечает масштабам ее деятельности и требованиям рынка.
При проведении анализа финансового положения ООО «Канцторг» было выявлено, что в целом показатели соответствуют среднероссийским значениям организаций малого бизнеса. Однако конкуренты, занимающиеся торговлей канцелярских товаров, имеют лучшие финансовые позиции.
Проведенный SWOT-анализ показал, что сильными сторонами предприятия является длительный опыт работы, положительный имидж, высокое качество обслуживания и реализуемой продукции. При этом к слабым сторонам можно отнести высокую зависимость от факторов внешней среды, наличие высокой конкуренции и крупных федеральных сетей, которые пользуются большей популярностью у покупателей.
Проведенный PEST-анализ показал, что в текущих условиях роста требований к розничной торговле, снижения покупательской способности, санкций и инфляции, ООО «Канцторг» находится в группе риска.
При проведении комплексной оценки деятельности ООО «Канцторг» в сравнении с фирмами конкурентами было выявлено, что компания им уступает по причине низкого уровня продвижения своей деятельности.
Поэтому было порекомендовано проводить опросы покупателей самостоятельно (в текущих условиях необходимо отказаться от проведения маркетинговых исследований сторонними компаниями для снижения издержек), ввести стандарты работы для персонала и внедрить инструменты интернет-маркетинга.
Данные мероприятия обойдутся компании в 5 335 тыс. руб., экономическая эффективность составит 3,17.
Цель работы достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1. Андрианова Л.В. Конкурентоспособность как показатель эффективности деятельности предприятия // Via scientiarum – Дорога знаний. – 2020. – № 4. – С. 13-16.
2. Бакатин А.Н. Анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия // Прогрессивная экономика. – 2021. – № 1. – С. 18-30.
3. Баранова Д.А. Основные методы оценки конкурентоспособности организации // Синергия Наук. – 2019. – № 42. – С. 29-37.
4. Горбашко Е.А. Управление конкурентоспособностью. – М.: Юрайт, 2022. – 407 с.
5. Даниленко М.И. Оценка конкурентоспособности предприятия // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 4(39). – С. 152-162.
6. Жегера К.В. Оценка конкурентоспособности компании на внешнем и внутреннем рынке // Дневник науки. – 2019. – № 1(25). – С. 41.
7. Желтова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия с применением SWOT-анализа // Дневник науки. – 2019. – № 3(27). – С. 61.
8. Ильясова М.К. Современные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2020. – № 3(69). – С. 88-92.
9. Казарина Е.Г. Влияние финансового состояния предприятия на конкурентоспособность предприятия // Инновационная наука. – 2022. – № 1-2. – С. 31-33.
10. Константинова М.А. Актуальная классификация и методы оценки конкурентоспособности предприятий // Менеджер. – 2021. – № 4(98). – С. 112-119.
11. Лебедева О.В. Методики оценки конкурентоспособности предприятия // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 36. – С. 2077-2089.
12. Милохина Н.В. Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия // Матрица научного познания. – 2020. – № 11-2. – С. 146-150.
13. Мусальников Д.А. Конкурентоспособность предприятия. Факторы, пути повышения конкурентоспособности // Вопросы науки и образования. – 2019. – № 1(43). – С. 4-8.
14. Пономарева Е.А. Способы повышения конкурентоспособности предприятия / Е.А. Пономарева, Р.В. Лосев // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 2. – № 2(14). – С. 265-271.
15. Рамазанова С.Б. Методы оценки и управления конкурентоспособностью предприятия // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 3. – С. 561-567.
16. Соловьева Ю.Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг. – М.: Юрайт, 2022. – 139 с.
17. Тинасилов М.Д. Конкурентоспособность предприятия // Наука и инновационные технологии. – 2021. – № 3(20). – С. 213-219.
18. Тлеужанова М.А. Конкурентное преимущество и повышение конкурентоспособности фирмы за счет сбалансированной системы показателей // Каржы – Финансы. – 2020. – № 4(50). – С. 101-111.
19. Устимкин О.А. Конкурентоспособность предприятия в современных условиях: проблемы и перспективы // Форум молодых ученых. – 2020. – № 1(41). – С. 614-620.
20. Фазлыев Р.Ш. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – 2021. – № 20. – С. 115-120.
21. Фасхиев Х.А. Применение «ворот конкурентоспособности» при разработке товаров // Маркетинг. – 2018. – №6. – С. 73-83.
22. Отчет о рынке маркетинговых исследований. – URL: https://oirom.ru/itogi-2020-goda (дата обращения: 03.06.2022).
23. Отчетность ООО «Канцторг». – URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/5261022216_ooo-kantstorg (дата обращения: 03.06.2022).
24. Официальный сайт ООО «Канцторг». – URL: https://kanztorg.ru (дата обращения: 03.06.2022).
Читать дальше