Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Договор коммерческой концессии в системе предпринимательских договоров ………………………………………………..5
1.1 Понятие договора коммерческой концессии……………………………5
1.2 Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от смежных договоров………………………………………………………………...10
Глава 2. Общая характеристика договора коммерческой концессии…………………………………………………………………………..16
2.1 Существенные условия договора коммерческой концессии…………16
2.2 Стороны договора коммерческой концессии, их права и обязанности…………………………………………………………………………18
Глава 3. Некоторые проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии………………………………………………………...25
Заключение …………………………………………………………………30
Список используемых источников………………………………………32
Читать дальше
Таким образом, обобщив информацию, можно заключить, что в современных условиях рыночной экономики договор коммерческой концессии является актуальным и эффективным способом развития малого бизнеса, что в свою очередь ведёт к подъёму национальной экономики. Конечно, понятия «франчайзинг» и «коммерческая концессия» не являются полностью идентичными, они имеют определённые тонкости, как в своём содержании, так и правовом регулировании. Однако достаточно большое количество учёных соглашаются с тем, что их всё-таки можно считать тождественными, поскольку их цель состоит в предоставлении исключительных прав той или иной организации, которая будет работать под их популярной и известной торговой маркой.
Несмотря на относительную новизну договора коммерческой концессии, он уже занял особое место среди предпринимательских договоров. Предпринимательская деятельность постоянно находится в развивающимся положении, а значит и судебная практика по применению договора коммерческой концессии не стоит на месте.
Тем не менее, проведенное исследование позволило выявить ряд проблем правового регулирования.
Во-первых, спорным моментом является положение гражданского законодательства о досрочном расторжении договора, поскольку законодательство не обозначает какие-либо правовые последствия. Способом преодоления правовой неопределённости в данном случае служит положение о недействительности досрочного расторжения при отсутствии его регистрации. Необходимо отметить, что срок, подлежащий для уведомления противоположной стороне договора (шесть месяцев), не может быть сокращён, но при этом существует возможность его увеличения. Кроме этого, открытым остаётся вопрос об определении разных сроков для уведомления сторон договора о его расторжении. Так, гражданское законодательство не устанавливает определённый запрет на установление разных сроков в отношении правообладателя или пользователя и при этом имеется возможность согласования различных условий, то есть определения разных сроков для уведомления о расторжении договора коммерческой концессии соответственно для правообладателя и пользователя.
Во-вторых, проблемным положением данного договора является преимущественное право пользователя на заключение нового договора на прежних условиях. У правообладателя может не возникнуть обязанность по заключению договора, если в нём будет ограничено пространство его действия конкретным местом. Здесь актуальным выступает ответ на вопрос: предоставляются ли новые права к моменту прекращения первоначальных прав или же необходима замена данных прав в последствие? В одном случае замена прав происходит в более поздний срок, и действие самого договора подлежит восстановлению, а в другом - замена прав несёт в себе изменение договора, а прекращение действия договора выступает его досрочным прекращением. На наш взгляд, замена данных прав производится не позднее прекращения действия первоначального договора. Но при этом, соотношение действующих статей Гражданского кодекса по данному поводу является не чётким и не определённым.
Таким образом, использование договора коммерческой концессии в отечественной правовой системе не так широко, как в западных странах. Тем не менее, это не означает, что договор коммерческой концессии не получил распространения среди национальных предпринимателей и коммерческих организаций. Ведь при реализации данного договора его стороны получают достаточно большое количество перспектив, в частности достижение высоких доходов. Применение успешной бизнес-модели ведёт как к расширению производственной силы конкретной франчайзинговой сети на соответствующем товарном рынке, так и к развитию национальной экономики. Увеличение предприятий, занимающихся таким видом деятельности, неизбежно ведёт к новым рынкам сбыта, причём не только отечественным.
Читать дальше
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 29.01.1996. - № 5, ст. 410.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 25.12.2006. - № 52(часть 1), ст. 5496.
3. Дело № 2-8289/2016 из архива Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга // СПС «КонсультантПлюс».
4. Васильева И. В., Васильев Т. Н. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в Российской Федерации // Экономика, социология и право. 2016. № 11. – С. 108 - 115.
5. Васильева И. В., Васильев Т. Н. Сравнительно-правовой анализ коммерческой концессии и франчайзинга // Экономика, социология и право. 2016. № 12. – С. 114 - 125.
6. Вязовская Т. Н. Проблемы правового регулирования договора франчайзинга // Право и практика. 2018. № 3. – С. 17 - 26.
7. Демичева Е. А. Дифференцирование договора коммерческой концессии от смежных договоров // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. – С. 55 - 63.
8. Еремин А. А. Применение и развитие договора коммерческой концессии в российском и зарубежном законодательстве // Вестник Тверского государственного ун-та. Серия: право. 2019. № 4. – С. 74 - 79.
9. Еремин А. А. Некоторые проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии в свете изменений Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 4(105). – С. 115 - 119.
10. Карташова А. С. О государственной регистрации договора коммерческой концессии в свете последних изменений гражданского законодательства // SCIENCE TIME. 2016. № 1(13). – С. 200 - 210.
11. Корлякова Н. В. Классификация лицензионных договоров и её значение для договора коммерческой концессии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 12-1(38). – С. 90 - 100.
12. Лозовская С. О. Договор коммерческой концессии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 5. – С. 18 - 26.
13. Лукашова А.С. Проблемы ответственности сторон по договору коммерческой концессии // Юрист. 2016. N 14. С. 10 - 14.
14. Медведев А. В. Проблемы правового регулирования франчайзинга на территории Российской Федерации // Научный альманах. 2019. № 9(11). – С. 1193 - 1200.
15. Митрофанова Г. А. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии // Отечественная юриспруденция. 2016. № 6(8). – С. 52 - 56.
16. Паулова Е. О. Особенности договора коммерческой концессии в гражданском праве России / Е. О. Паулова // Социальные системы и право: сб. статей. – Самара, 2018. – С. 82 - 90.
17. Попова Т. В. Правовые проблемы договора коммерческой концессии // Вестник Сибирского ун-та потребительской кооперации. 2020. № 1(4). – С. 131 - 136.
18. Рузакова О.А. Договоры о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: учебно-практическое пособие для магистров. М.: Проспект, 2017. 144 с.
19. Семичева В. О. Франчайзинг как перспективный вид бизнеса // Символ науки. 2016. № 3-1 (15). – С. 153 - 163.
20. Соломонова Е. В., Юрицин А. А. Существенные условия договора коммерческой концессии // Вестник Омского ун-та. Серия: право. 2017. № 3(44). – С. 113 - 120.
21. Сюняев И. Р. История становления института коммерческой концессии // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 11. – С. 166 - 170.
22. Терехова И. О. Особенности коммерческой концессии как предпринимательского договора // Инновационная наука. 2016. № 6-3. – С. 183 - 193.
23. Титова М.Н. Правовой статус субъектов франчайзинга бизнес-формата // Предпринимательское право. 2018. N 3. С. 57 - 62.
24. Трофимов В. В. Коммерческое обозначение как объект договора коммерческой концессии // Человек и общество в системе современных научных парадигм. 2016. № 1(1). – С. 89 - 95.
25. Цыза А. Г. Проблемы защиты интеллектуальной собственности при реализации договора коммерческой концессии // Вопросы российского и международного права. 2016. № 6-7. – С. 10 - 20.
Читать дальше