В данном исследовании проводился анализ одного из важнейших институтов лесного права - лесопользования, с целью выявления и более подробного изучения правовых проблем в деятельности государственной власти, возникающих при применении норм действующего лесного законодательства. На основании исследования по теме «Административная ответственность за нарушения порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования» можно сделать следующий вывод.
При изучении развития объекта исследования историческим методом и анализом было установлено, что, с одной стороны, правовой основой деятельности компетентных органов субъектов Российской Федерации, является динамично развивающейся отраслью российского законодательства, с другой стороны, имеются существенные недостатки, которые, несмотря на постоянное совершенствование соответствующих нормативных правовых актов, сохраняются и по сей день и не могли быть устранены.
Большинство правовых проблем на современном этапе вызваны нормами лесного права, которые находятся на пересечении с нормами других отраслей права, таких как гражданское и земельное.
Учитывая, что лесное законодательство за последние годы резко изменилось, вполне понятно, что некоторые его нормы противоречат нормам других отраслей права, но не нужно доказывать, что основные принципы и понятия должны быть четко и полно регламентированы лесным хозяйством. законодательство.
Рассмотрев вопрос об административной ответственности за нарушение требований в сфере лесных отношений, возможно сделать заключение, что КоАП РФ достаточно полно отразил в главах 7 и 8 виды административных правонарушений и степень ответственности при несоблюдении и нарушении лесных правил.
Ответственность предоставляется в виде предупреждения, штрафа, приостановления деятельности и даже конфискации документа за совершение административного правонарушения. При этом суммы взыскиваемых штрафов невелики и варьируются от 300 до 150000 рублей, это незначительно для лиц, пользующихся лесами по договорам аренды леса.
Обязательные нормы о соблюдении отдельных нормативов, за которые предусмотрена административная ответственность, отражены с учетом видов лесопользования в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, что существенно затрудняет привлечение к уголовной ответственности.
Во избежание новых проблем, связанных с применением лесного законодательства, необходимо его модифицировать:
Урегулировать именно в Лесном кодексе, положение об условиях договора аренды лесного участка, и дополнить ст. 72 ЛК РФ «Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» частью 6, определить ее следующим образом:
«6. Условием договора аренды лесного участка являются сведения о лесном участке, сроке действия договора, видах лесного пользования, передаваемых в аренду, размере платы, условиях ее уплаты, общем допустимом количестве древесины и (или) иные лесные ресурсы.»
Это представляется необходимым и актуальным по следующим причинам. В соответствии с частью 2 чт. 3 ЛК РФ отношения собственности, связанные с реализацией земель лесного фонда и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом и иными федеральными законами.
Отсутствие в ЛК РФ существенных положений рассматриваемого договора может привести правоохранительные органы к констатации их уточнения в ЛК РФ, поскольку Постановлением Правительства РФ, утвердившим Положение о подготовке и заключение договора аренды лесного участка, устанавливающего эти существенные условия, является нормативным актом меньшей юридической силы.
В свою очередь, согласно гражданскому законодательству единственным существенным условием договора аренды, без которого в ст. 432 ГК РФ договор считается незаключенным, является предмет, по ч. 2 ст. 610 ГК РФ допускается признание договора аренды заключенным, если он не содержит условий о сроке аренды, а ч. 1 ст. 614 - о размере оплаты.
Внести изменения в ч. 1 ст. 73 ЛК РФ: «1. Размер платы за аренду при заключении договора без проведения аукциона, и размер арендной платы как начальная цена предмета торгов, определяется как произведение минимального размера арендной платы, установленного в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи и повышающий коэффициент, установленный законами субъектов Российской Федерации».
Внести изменения нужно в связи с тем, что в настоящее время нормы ЛК РФ требуют уточнения в определении размера арендной платы. Действующими правилами (часть 1 статьи 73) предусмотрено, что величина оплаты определяется исходя из минимального размера оплаты, установленного в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. Выражение «на основании» не дает четких указаний для определения размера дохода выше минимального. Согласно ст. 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за пользование лесами в части минимального размера арендной платы зачисляется в федеральный бюджет, а плата за пользование лесами в превышающей минимальный размер арендной платы, - в субъекты Российской Федерации, поэтому уточнение данного стандарта достаточно актуально для дела России в целом.
А пока проблема не столь серьезна при предоставлении в аренду лесного участка по результатам аукциона, так как предполагается, что в результате аукциона арендная плата повысится по сравнению с начальной ценой предмета аукциона. (первоначальный размер арендной платы), но в случае предоставления лесных участков без проведения аукциона (на основании решений органов государственной власти) при толковании формулировки «на основании» как равной двойному размеру арендной платы должен быть равен минимальный размер арендной платы.
Соответственно, в этом случае в бюджеты субъектов Российской Федерации не поступают доходы от сдачи в аренду земель лесного фонда.
В то же время формулировку «на основании» можно трактовать и как «не ниже», а учитывая, что форма примерного договора аренды лесного участка, утвержденная Постановлением Правительства РФ «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 28 мая 2007 № 324, предусматривает внесение арендной платы как в бюджет Российской Федерации, так и в бюджет субъекта Российской Федерации», то изложение ч. 1 ст. 73 ЛК РФ в предлагаемой редакции с одной стороны, снимает всякую неясность относительно того, может ли размер ренты (начальная цена предмета торгов) быть выше минимального размера ренты, а с другой стороны, позволяет субъектам Российской Федерации, исходя из конкретных социально-экономических условий региона, регулировать арендную плату по договорам аренды лесных участков и получать разумный доход за пользование лесами в региональные бюджеты. . части 1 и 2 статьи 77 ЛК РФ исключить, а также исключить из названия и текста статей 78-80 ЛК РФ слова "право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений" и "договор по продаже лесных насаждений».
Данные изменения в Лесном кодекс Российской Федерации актуальны по следующим причинам. Ранее в части 8 ст. 29 ЛК РФ установлено, что граждане и юридические лица получают древесину на основании договора аренды лесных участков, а в случае рубок без предоставления лесного участка - на основании договоров купли-продажи.
В настоящее время заготовка древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений возможна только для обеспечения государственных и муниципальных нужд и при условии установления соответствующих исключительных случаев законодательством субъектов Российской Федерации, поскольку ч. 8 ст. 29 ЛК РФ гласила: «граждане и юридические лица получают древесину на основании договора аренды леса», а ст. 29 ЗК РФ в часть 8.2 внесены изменения следующего содержания: «В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается заготовка древесины для государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи. лесных насаждений.
Не требуется доказывания того, что установленные законодательством субъектов Российской Федерации исключительные случаи заготовки древесины для государственных и муниципальных нужд не предполагают коммерческого использования заготовленной древесины. Однако, учитывая наличие в ЛК РФ положений о том, что договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются только по результатам торгов, целевое назначение древесины для государственных и муниципальных нужд проблематично. Принцип аукциона не гарантирует, что заявитель (например, государство или местное самоуправление) получит требуемую древесину.
При этом организатор аукциона не вправе отказать в допуске к участию в аукционе иным лицам, за исключением закрытого перечня оснований, указанных в ч. 8 ст. 79 ЛК РФ, в случае подачи заявления, не соответствующего установленным требованиям:
• проведение конкурсного производства в отношении заявителя;
• неполучение платежа на счет, указанный в аукционной документации;
• по истечении срока подачи заявок на участие в аукционе и ряд других.
Поэтому представляется, что внесение изменений в РФ в такой форме не достигло своей первоначальной цели - принципа безаукционного выделения лесных ресурсов лицам для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, хотелось бы надеяться, что результат исследования и внесенные изменения в лесное законодательство будут приняты законодателем и в скором времени будут отражены в соответствующих нормативно-правовых актах.