Если вы не знаете, где можно найти презентации на заказ , заходите на Work5 и заполняйте форму.
.5] В соответствии с ФГОС дошкольного образования, первостепенной стратегической задачей является развитие ребенка, что позволяет делать процесс обучения и воспитания более эффективным. Актуальность исследования вызвана резким ростом в современном мире числа детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями, это свидетельствует об ограничении словарных запасов, о несоответствии активного и пассивного словаря по объемам, искажениях в употреблении слов, нарушениях звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики и грамматического строя при нормальном развитии слуха и интеллекта. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном возрасте раскрыты в работах Л.С. Выготского, Н.Ф. Тимофеевой, Г.А. Урунтаевой, Т.Б. Филичевой. Изучению общего недоразвития речи посвящены исследования ученых многих областей: лингвистики, психологии, психолингвистики и других (А.Г. Арушановой, Н.И. Лепской, Н.Г. Нищевой, Л.Ф. Спировой, Г.Р. Шашкиной, и многих других). В работах подчеркивалось, что общее недоразвитие речи (далее ОНР) является нарушением в процессе формирования произношения у детей из-за возникновения логопедических дефектов. Как известно, общее целостное развитие ребенка, познание им действительности, способность развивать понятийное мышление невозможно без усвоения новых слов. В этой связи работа по развитию лексики у детей с ОНР – одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы. Формирование семантических полей, расширение словарного запаса играет большую роль и в развитии логического мышления, так, чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. При этом развитие словаря является достаточно длительным процессом как количественного накопления слов, освоения их употребительных значений, так и формирования умений использовать их в конкретных условиях общения. Проблему развития атрибутивного словаря у дошкольников исследовали Е.А. Зотова, А.Г. Зикеев, Л.И. Лисина, Н.Ф. Тимофеева, Е.И. Тихеева, А.А. Тупичкина. Анализ основных положений ФГОС ДО свидетельствует о том, что главной задачей в процессе подготовки детей к последующему обучению в школе является определенный уровень владение речью, соответствующий возрасту ребенка, наличие достаточного словарного запаса, четкое выражение своих мыслей, чувств и желаний с помощью речевых высказываний, формулирование письменных высказываний. На это указывает в своих работах и Е.Е. Тарарина. Такие авторы как Р.Е Левина, В.А. Ковшиков, Н.В. Серебрякова указывают на наличие у детей существенных отклонений лексики от возрастных нормативов при ОНР. Нарушение в овладении атрибутивным словарем у детей с общим недоразвитием речи существенно затрудняет полноценное общение ребенка с окружающими, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, приводит к ограничению и сужению лексических значений и снижению актуализации усваиваемых слов, бедности морфологических обобщений, многочисленным ошибкам употребления слов. Говоря о содержании логопедической работы, направленной на развитие активной лексики у дошкольников с ОНР, важно начинать пополнять активный словарь детей за счет номинативно-предикативного словаря, между тем обнаруживается трудность актуализации атрибутивной лексики в процессе высказываний, смешениям лексических оттенков словами одного семантического поля. Наличие пробелов в исследованиях проблемы формирования атрибутивной лексики у старших дошкольников с ОНР, с одной стороны, понимание необходимости поиска эффективных путей активизации атрибутивной лексики в контексте логопедической работы с лексическим строем речи, с другой, определили основные положения данного исследования. Цель исследования: провести теоретико-прикладное исследование организации логопедической работы по исправлению недостатков и развитию атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования: атрибутивный словарь у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: эффективность применения комплекса дидактических игр на занятиях с логопедом, направленного на формирование и развитие атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: ожидается, что развитие атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет протекать эффективнее с использованием в логопедической работе отобранного для этих целей комплекса дидактических игр, расширяющего объем словаря прилагательных, углубляющего представления о качествах, свойствах и принадлежности предметов, закрепляющего значения прилагательных. Для реализации предложенной цели выделены задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, в которой описана проблема развития атрибутивного словаря детей с общим недоразвитием речи. 2. Организовать и провести исследование уровня сформированности атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 3. Смоделировать и апробировать на практике специальные комплексы дидактических игр и упражнений по активизации атрибутивной лексики посредством специально подобранного логопедом речевого материала в соответствии с тематическими группами. 4. Проанализировать динамику развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и оценить эффективность предложенного комплекса дидактических игр и упражнений по данным контрольного эксперимента. Структура работы: состоит из введения, трех глав, проиллюстрированных 7 рисунками и 8 таблицами, заключения, списка литературы из 50 источников, приложений.