В соответствии с поставленными целями и задачами можно прийти к следующим обобщающим выводам по работе:
Во-первых, важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти – это государственная организация, часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.
Во-вторых, орган исполнительной власти субъекта РФ представляет собой вид органа государственной власти, являющийся частью единой системы органов исполнительной власти РФ, осуществляющего исполнительную и распорядительную деятельность субъекта РФ в пределах своей компетенции, наделенного государственно-властными полномочиями, взаимодействующего с федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъекта РФ и органами местного самоуправления. Именно органы исполнительной власти субъекта РФ напрямую осуществляют управлением в регионах. Это те органы государственной власти, которые непосредственно и каждодневно выполняют функции и задачи государства.
В-третьих, конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих их положение в системе органов государственной власти РФ. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ включает в себя следующие элементы: 1) правовые нормы, регулирующие место и роль в системе органов исполнительной власти РФ; 2) правовые нормы, регулирующие права и обязанности, порядок формирования и компетенцию; 3) правовые нормы, закрепляющие предметы ведения органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) взаимодействие с иными органами государственной власти субъекта РФ и с федеральными органами государственной власти. Соответственно, конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ – это совокупность конституционных правовых норм, закрепляющих права и обязанности, положение в системе органов государственной власти, предметы ведения органов исполнительной власти субъектов РФ, а также их взаимодействие с иными органами государственной власти субъекта РФ и с федеральными органами государственной власти.
В-четвертых, вариант построения федеративных отношений в Российской Федерации не противоречит зарубежным вариантам взаимоотношений федераций и регионов в федеративных государствах. В основном в федеративных государствах сложилось две модели построения таких взаимоотношений. Это существенная самостоятельность регионов (включая предметы ведения, способы построения региональных органов исполнительной власти и т.д.) при закреплении только общих положений на уровне федерации. Либо решение вопросов компетенции, устройства исполнительных органов регионов, предметов ведения только на федеральном уровне.
Российская Федерация выбрала иной вариант. С одной стороны, предметы исключительного ведения Российской Федерации, совместного ведения субъектов РФ прямо закреплены в Конституции РФ, также органы исполнительной власти образуют единую систему, что подразумевает подчиненность органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному уровню. С другой стороны, Конституция РФ закрепляет в статье 73, что вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Однако при анализе законодательства мы почти не найдем сфер исключительного ведения субъектов РФ. Также в Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах…» провозглашена самостоятельность органов исполнительной власти субъектов РФ в построении системы и структуры своих органов. Однако, в наиболее важных вопросах устройства системы исполнительных органов, законодательство построено таким образом, что лишает субъекты РФ провозглашенной самостоятельности (обязательность высшего должностного лица при его законодательной не обязательности; большое влияние Президента РФ на регион через главу субъекта РФ, которого может отрешить от должности; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые дублируют полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ). Необходим баланс полномочий между разными уровнями единой системы органов исполнительной власти, перераспределение функций на каждом из уровней управления как «по вертикали», так и «по горизонтали».
В-пятых, спорным в научной литературе является вопрос об источниках регулирования конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ. По нашему мнению к ним можно отнести как федеральное, так и региональное законодательство, включая подзаконные акты, но только содержащие конституционно-правовые нормы. А именно это: Конституция РФ, федеральное законодательство, в том числе ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об общих принципах…», подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, Конституции (Уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, подзаконные акты высшего должностного лица субъекта РФ и высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, иных органов, регулирующих непосредственно систему, структуру, взаимодействие и ответственность органов исполнительной власти субъекта. Специфичными источниками можно назвать нормативно-правовые договоры и соглашения, способствующие взаимодействию органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти и акты Конституционного Суда РФ, толкующие нормы федерального законодательства при возникновении непонимания их применения.
В-шестых, Конституция РФ определила основные начала в образовании исполнительных органов субъектов РФ. Так ч. 1 ст. 77 Конституции РФ закрепляет, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается данными субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Проанализировав федеральное и региональное законодательство, можно прийти к выводу, что система органов исполнительной власти субъекта РФ включает в себя высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, которое также может быть руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и иные органы исполнительной власти субъекта РФ.
В-седьмых, в основном высшее должностное лицо субъекта является руководителем высшего органа исполнительной власти, избирается либо населением, либо законодательным органом субъекта РФ при участии Президента РФ. Высший исполнительный орган власти субъекта РФ коллегиальный или единоначальный формируется высшим должностным лицом. Иные органы исполнительной власти – с отраслевой и межотраслевой компетенцией, контрольно-надзорные органы исполнительной власти, территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ и другие – формируются высшим исполнительным органом субъекта РФ.
В-восьмых, полномочия в общем виде представляют собой совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, закрепленные в нормативно-правовых актах и необходимые для осуществления своих задач и функций. Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа субъекта достаточно детально закреплены в ФЗ «Об общих принципах…». В основном регионы в своем законодательстве полностью копируют данные полномочия, также добавляя и иные. Что касается иных органов исполнительной власти субъекта РФ, то их полномочия устанавливаются субъектом самостоятельно. Необходимо обратить внимание на такие институты как договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части своих полномочий, которые известны и другим федеративным государствам. Если провести границу между разграничением и передачей полномочий, то передаются полномочия, уже разграниченные между уровнями власти, уже отнесенные либо к смешанной компетенции РФ и ее субъектов, либо к исключительному федеральному ведению.
В-девятых, взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ как с иными органами государственной власти субъекта, так и с Российской Федерацией регулируется достаточно широким кругом нормативно-правовых актов как федерального, так и регионального уровня. Однако если взаимодействие с законодательными органами субъекта РФ в основном подчинено системе сдержек и противовесов, то взаимодействие с федеральным уровнем в основном выражается в существенном влиянии Президента РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед нами при проведении исследования, выполнены в полной мере. Выводы, к которым мы пришли в результате проведенных исследований, могли бы стать полезными для дальнейшего реформирования системы органов исполнительной власти субъектов РФ, так как непротиворечивое, логичное, юридически-грамотное нормативно-правовое регулирование является залогом качественной и эффективной работы любого органа государственной власти.