Одним из возможных направлений деятельности социального педагога в общеобразовательной организации является профориентационная работа со школьниками, призванная помочь решить проблемы социализации личности подростка. Одним из направлений деятельности социального педагога в социальной адаптации детей, в подготовке к взрослой жизни, а также в работе, направленной на личностное развитие, является профессиональная ориентация учащихся. Профессиональная направленность рассматривается как сложный и динамичный процесс формирования личностью системы ее принципиальных взаимоотношений с профессиональной и производственной средой, развития и самореализации духовных и физических способностей, формирования планов и соответствующих профессиональных намерений. , реалистичное представление о себе как о профессионале. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентационной работы с подростками в общеобразовательных учреждениях стало наиболее актуальным в настоящее время.
Анализ теоретических подходов к реальным ситуациям педагогической действительности при осуществлении профориентационной деятельности молодежи в образовательных учреждениях определил проблему исследования: каковы наиболее оптимальные способы реализации профориентационной деятельности молодежи, способствовать развитию личности, своих профессиональных ценностей и своих знаний в образовательном учреждении.
По первой задаче в результате анализа научной литературы мы установили, что профориентация представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с сформированными желаниями, склонностями и умениями, а также на допуск к специальности. на рынок труда по мере необходимости. Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, разработанная с учетом индивидуальных особенностей каждой личности и необходимости полного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Существуют две формы профориентации. Профориентация на узкой основе заключается в том, что студенты образовательного учреждения, формирующего специалистов, раскрывают все особенности своей будущей работы. Широкая профессиональная направленность заключается в том, что есть знания молодежи, еще не сделавшей выбор в мире профессий. Профориентация, выполняющая функции профессионального обучения, имеет два пути ее получения: самообразование или обучение в учреждениях профессионального образования. В систему профориентации входит такое понятие, как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности.
По второй задаче выявляются психолого-педагогические особенности подросткового возраста, определяющие своеобразие процесса формирования межличностных отношений у данной категории детей. Нормы межличностных отношений подростков становятся менее зависимыми от взрослых и более регулируемыми поведением в молодежных коллективах, а их мнение формируется путем сопоставления собственного мнения с мнением группы. При этом отношения со сверстниками становятся избирательными и устойчивыми, возрастает роль нравственных качеств, а также морально-волевых качеств партнера в процессе взаимоотношений.
Выбор профессии – важный шаг в жизни любого человека. Профессия человека – это своего рода судьба, поэтому ее стоит планировать тщательно и заранее.
Для того чтобы профориентация приносила желаемые результаты, она должна представлять собой непрерывный процесс, осуществляемый в системе многих взаимосвязанных этапов.
Педагог должен стремиться привить учащимся личностную значимость выбора профессии, развития умений, соотнести социальные цели выбора профессии с их идеалами и представление о ценности с их реальными способностями. Эти задачи осуществляются путем дальнейшего самопознания, самообучения и самообучения, а также приобретения оптимальных знаний, умений и навыков на основе выбора научной карьеры в процессе обучения по специальным направлениям. Это основная концепция профориентации и ее система в образовательных учреждениях.
Профориентационная работа с младшими школьниками не может быть отдельным сектором, она осуществляется системно и тесно связана с общеобразовательной работой школы. Профориентация является составной частью всей воспитательной работы и должна занимать важное место во всей воспитательной деятельности в школе, во всей внеклассной и внеурочной работе.
В подростковом возрасте обычно появляется готовность к выбору профессии. И чем раньше интересы и выбор профессии сойдутся, тем больше возможностей у школьника сформировать постоянный и осознанный интерес к избранному занятию. Этому способствует новое психическое образование, проявляющееся в подростковом возрасте: потребность в профессиональном самоопределении.
При выполнении профориентационных заданий в работе с учащимися средних классов необходимо способствовать выявлению профессиональных склонностей учащихся и вовлекать каждого учащегося в различные формы внеурочной работы для развития интересов, обеспечения активного участия учащихся в школьных мероприятиях и подготовки к выбору. . профессии.
Основным содержанием профориентационной работы со школьниками является работа по формированию осознанного выбора, развитию значимых профессиональных качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.
Профориентация в современном обществе связана с рынком навыков. Работодатели заинтересованы в выпускниках, обладающих высоким уровнем адаптационных, социально-профессиональных, интеллектуальных, психолого-педагогических умений, а также информационно-коммуникативных способностей, определяющих структуру профессионального самоопределения. Профориентация является важнейшей предпосылкой овладения навыками профессионального самоопределения. Все это предъявляет новые требования к системе образования Свердловской области в направлении развития человеческого потенциала через профориентацию.
Таким образом, профориентация в общеобразовательной организации представляет собой наукоемкую систему действий, способствующую профессиональному самоопределению личности и подготовке к профессиональному будущему, позволяющую с пользой для себя привнести свои склонности и умения в профессиональную деятельность. . и что общество может свободно путешествовать и быть конкурентоспособным на рынке труда.