Введение 3
Глава 1. Теоретические и эмпирические подходы к изучению агрессивности в группе 6
1.1Теоритические подходы к изучению агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2 Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения 15
1.3Группа. Причины формирования агрессивного проведения внутри группы 20
Глава 2. Экспериментальное изучение проявления агрессивности в группах 25
2.1 Дизайн исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
2.3. Эксперимент (наблюдения в разных условиях) 26
Заключение 32
Список литературы: 34
Приложение: 36
Читать дальше
Проблема агрессивности в группах подлежит ещё множеству исследований и работ. Проведя эксперимент, было выявлено, что с данной проблемой можно справиться через правильный подбор группы, а также через грамотную работу с ней. Если детально изучать методический материал, то можно сделать вывод, что агрессия является механизмом достижения цели. Этот механизм может быть направлен на окружающий предметы и на сам объект, который является источником этой агрессии.
В работе были рассмотрены основные понятия агрессии и её проявлений в группе. Агрессивное поведение – это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, нацеленное на вред другому человеку. Агрессия – это специфическое действия человека, выражающееся в физических или вербальных формах. Также было рассмотрено несколько понятий группы и её видов. Группа — это совокупность людей, объединённая общими интересами, работой, признаками.
Была проведена первая выборка и наблюдение за ней, которые показали, как положительное влияние агрессии на человека, так и отрицательное. Положительное влияние характеризуется функциями, относящимися к природной форме (очерчивание границ «Тут я – тут другой»; наших притязаний; конкуренция). С отрицательным влиянием все кажется проще в понимании. Реакция нашего организма на гнев или агрессию сродни реакции на такие негативные эмоции, как страх, волнение и беспокойство. Можно сказать, что для организма физически трудно проявлять излишнюю агрессию.
Участником было предложено выполнить упражнение, таким образом искусственно столкнув их к дискуссии. После искусственно была вызвана физическая фрустрация, за реакцией на которую проводилось наблюдение.
Также в работе были затронуты основные теории агрессии и психоаналитический подход, который гласит, что агрессивное поведение инстинктивно и неизбежно. Так же была рассмотрена теория фрустрации, как причина проявления агрессии, то есть, когда за фрустрацией в ответ на неё идёт агрессивное проявление в любом виде.
Была сделана случайная выборка из социальных сетей из 50 человек и проведён опрос, который доказал начальную гипотезу работы, что от уровня агрессивности участников группы, зависит и агрессия внутри группы. Так же было выявлено, что при правильной сборке группы, группа будет прекрасно дополнять друг друга.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что правильно сформированная группа может помочь избежать многих конфликтов и недопониманий, а также пассивности в работе. Концентрировать людей с одним уровнем агрессии в одной группе является не верным и не эффективным, а также довольно проблематичным, в особенности если это люди с высоким уровнем агрессивности.
Читать дальше
1. Ильин. Е. П.: Психология агрессивного поведения. – Москва. Издательство: Питер. 2014. – 368 с.
2. Гулис. И. В.: Проявление агрессивности в служебных отношениях. / ред. В. Ф. Беркова. – Минск. Издательство: РИВШ. - 2010. – 13 с.
3. Мельникова. М.Л.: Особенности проявления агрессии у студентов с разным уровнем самооценки. - 2017. – 84 с.
4. Фромм Эрих.: Анатомия человеческой деструктивности. - Издательство: АСТ. - 2020. – 736 с.
5. Зигмунд Фрейд.: Психоаналитические теории личности. - Издательство: Прайм-Еврознак. - 2007. – 160 с.
6. Конрад. Н. И.: Избранные труды. - Издательство: Наука. 1974. – 472 с.
7. Бриль М. С.: Социальные представления об агрессии в поликультурной среде. – 2013. – 191 с.
8. Фомиченко А. С.: Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии. - Издательство: Мир науки. - 2016. – 10 с.
9. Шестакова Е. Г.: Агрессивность в структуре личности. - 2011. – 26 с.
10. Чепракова Е. А.: Влияние стиля взаимодействия с родителем на агрессию подростка. – 2011. – 26 с.
11. Григорьева А. С.: Коррекция дезадаптивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости, воспитывающихся в условиях детского дома.- 2014.-192 с.
12. Theresa M Glomb, Hui Liao: Interpersonal Aggression in Work Groups: Social Influence, Reciprocal, and Individual Effect.- 2004. - 46 с.
13. N.I. Raspopova M.Sh. Jamantayeva :Some aspects of aggression and aggressive behavior.- 2015. – 179 с.
14. Adam G. Zimmerman: Online Aggression: The Influences of Anonymity and Social Modeling. - 2012. – 51 с.
15. Костенко В. Ю.: Рефлексивные предпосылки личностной зрелости. - 2017. – 157 с.
16. Рогова Е.Е.: Особенности проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки. - Издательство: Питер. - 2020. – 4 с.
17. Профилактика конфликтов среди старшеклассников. – 2020. – 70 с.
18. Социальное самочувствие молодежи как фактор удовлетворенности жизнью. – 2020. – 80 с.
19. Психологическая программа развития самооценки у детей подросткового возраста. – 2018. – 87 с.
20. Исследование межличностных отношений обучающихся в начальной школе. – 2019. – 69 с.
21. Текучива. А.: Исследование особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте. - 2018.
22. Тарасова А.Д.: АГРЕССИЯ КАК ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(77).
23. Пушкина А.С. ЛЕГИТИМИЗИРОВАННАЯ АГРЕССИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(52).
24. Гусейнова С.М. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ У ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31).
Читать дальше