Введение …………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Общая характеристика дополнительного образования ……………………………..3
Глава 2. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей ………7
Заключение ……………………………………………………………………………………..10
Список литературы …………………………………………………………………………….11
Читать дальше
Система дополнительного образования – это феномен отечественного образования, в основе которого лежит интерес ребенка. Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.
Современная система дополнительного образования имеет историю, уходящую корнями в середину XIX столетия. За это время произошла эволюция как в содержании данного направления педагогической деятельности, так и в терминологическом плане: внешкольное образование, внешкольная работа, дополнительное образование.
Специфика образовательного процесса в современной системе дополнительного образования определяется такими особенностями, как добровольность участия ребенка, отсутствие образовательных стандартов, вариативность содержания образования, многообразие форм учебных занятий, субъект-субъектные отношения педагога и ребенка.
Дополнительное образование осуществляется в разных формах образовательных учреждений. В основе их определения лежит приоритет целей, количество направлений и профилей и их приоритетность; особенности организации и обеспечения образовательного процесса; уровень образовательных результатов, а также система их учета и контроля. Наиболее распространенными формами учреждений дополнительного образования детей являются кружки, клубы, лаборатории, студии, школы, мастерские, секции, ансамбли, театры и др.
Формы организации учебных занятий дополнительного образования также многообразны: от массовых (концерты, соревнования, конкурсы, фестивали и др.) до индивидуальных (беседы, проекты, тестирование, консультации и др.).
Итак, система дополнительного образования – это неотъемлемый самостоятельный компонент современной модели российского образования. Оно призвано удовлетворить индивидуальные потребности развития каждого ребенка, что не в силах дать стандартизированное общее образование.
Читать дальше
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 16.06.2022)
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/57406915/ (дата обращения: 16.06.2022)
3. Приказ Минпросвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. и доп. от 30.09.2020 г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/72116730/ (дата обращения: 16.06.2022)
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts-ru.turbopages.org/legalacts.ru/s/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-31032022-n-678-r-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 16.06.2022)
5. Буйлова Л.Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации// Л.Н. Буйлова//Мир науки, культуры, образования, - 2011. - №6 – С.130-133.
6. Голованов В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей// В.П. Голованов// Вестник ПСТГУ, - 2009. - №1- С.69-84.
7. Дейч Б.А. Дополнительное и основное образование: проблема демаркации// Б.А. Дейч// Образование: идеи, проблемы, решения, - 2011. - №2 – С. 234-242.
8. Дейч Б.А. От внешкольного до дополнительного образования: динамика сущности понятия// Б.А. Дейч// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, - 2014. - №4 – С. 145-147.
9. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие для СПО / А. В. Золотарева. – М.: Издательство Юрайт, 2016. — 353 с.
10. Каргина З.А. История становления системы дополнительного образования детей в России: начало пути// З.А. Каргина// Историко-педагогический журнал, - 2012. - №4 – С.96-105.
11. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 с.
12. Филатова О.М. Типология форм обучения// О.М. Филатова//Известия ПГПУ, - 2008. - №7 – С. 154-157.
Читать дальше