Введение 3
Глава 1. Историческое исследование амарнских гробниц 4
1.1 Гробницы Амарна 4
1.2 Иконография сцен награждения чиновников в древнеегипетских частных гробницах времени правления XIX династии 6
Глава 2. Архитектурные особенности амарнских гробниц 10
2.1 Композиционный анализ древнеегипетских гробничных сцен 10
2.2 Амарнская гробница 7 18
Глава 3. Амарнское искусство 20
Заключение 25
Список литературы 27
Читать дальше
Амарнский период (или Амарнский) в истории Древнего Египта называют эпохой правления фараона XVIII из династии Эхнатонов (1351-1334 гг. до н.э.).
Амарна стала яркой вспышкой, потрясшей традиционную египетскую культуру, своеобразной революцией, отголоски которой раздавались на протяжении всей последующей древнеегипетской истории.
Искусство амарнского периода отличается замечательным своеобразием, вытекающим прежде всего из характера нового мировоззрения.
Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона.
Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке.
В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретной живописи, которое теперь требовало четкого переноса внешности фараона на характерные черты тела. Критерием правдоподобия был своего рода протест против прежнего официального искусства, поэтому слово «маат» наполнено особым смыслом — правдой.
Образы Эхнатона представляют собой интересный пример сочетания точности с присущим египетскому искусству требованием предельной общности и нормативности.
Форма головы фараона, необычайно вытянутый овал лица, тонкие руки и узкий подбородок – все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах – скульптурных моделях.
Характерные приемы изображения фараона были распространены на членов его семьи. Открытой новостью стало изображение фигур полностью в профиль, что ранее не допускалось египетскими канонами.
Новым было и то, что в портрете сохранились этнические черты: такова инкрустированная золотом и стекловидной массой голова матери фараона, царицы Тиа. Интимное лирическое начало выражено в амарнских рельефах, выполненных натуральной пластикой и не содержащих канонических фронтальных рисунков.
В первой половине XVI в. до н.э е. Египетский фараон Яхмас, окончательно изгнав гиксосов из страны, положил начало периоду Нового царства. Египет вновь стал сильным государством и достиг небывалой силы. Победоносные походы фараонов в Малую Азию и Нубию укрепили авторитет Египта. Силой оружия, подкупа, угроз и хитрости египетские фараоны были вынуждены признать свою власть на всей территории от четвертого порога Нила в экваториальной Африке до Малой Азии.
Богатая добыча текла в Египет со всех сторон. Привезли тысячи пленных, загнали животных. Бесконечные караваны везли шкуры пантер, слоновую кость из Эфиопии, золото из Нубии, благовония и роскошные сосуды из о. Покрытый.
Вершиной развития изобразительного искусства по праву считаются работы скульпторов мастерской Тутмоса. Среди них известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Наряду с завершенными работами при раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями.
Читать дальше
1. Ершова Е.С. Иконография сцен награждения чиновников в древнеегипетских гробницах эпохи XVIII династии //Артикулы, 2019. – 258 с.
2. Ершова E.C. Древнеегипетские стелы со сценами награждения чиновников эпохи Среднего и Нового царств //Артикулы, 2018. – 242 с.
3. Матъе М.Э. Искусство Древнего Египта / Санкт-Петербург: Искусство, 2020. – 257 c.
4. Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч. 1. / М., 2017. – 328 c.
5. Beinlich-Seeber, C., Shedid, A el G. Das Grab des Userhat (TT56) / Mainz am Rhein, Philipp von Zabern, 2018. – 287 p.
6. Davies N. de G. The tombs of two officials of Tuthmosis the Fourth. L.: Egypt Exploration Fund, 2019. – 199 p.
7. Davies, N. de G. The tombs of two officials of Tuthmosis the fourth / London: The Egypt Exploration Fund, 2018. – 278 p.
8. Fakhry, A. Anote on the Tomb of Kheruef at Thebes // Annales du Service des Antiquités de l'Egypte, 2019. – 508 p.
9. Habachi L. Clearance of the tomb of Kheruef at Thebes // Annales du Service des Antiquites de l'Egypte, 2018. – 468 p..
10. Porter B., Moss R. Topographical bibliography of Ancient Egypt hieroglyphic texts, reliefs and paintings. II. Theban Temples. Oxford: Griffith Institute, 2020. – 172 p.
11. TOMBS OF TELL EL-AMARNA [электронный ресурс] /. URL: https://osirisnet.net/tombes/amarna/e_amarna_tombes_nobles.htm (дата доступа: 30.05.2022)
12. Иконография сцен награждения в древнеегипетских гробницах эпохи XVIII династии [электронный ресурс] /. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikonografiya-stsen-nagrazhdeniya-v-drevneegipetskih-grobnitsah-epohi-xviii-dinastii? (дата доступа: 30.05.2022)
13. Композиционный и количественный анализ древнеегипетских гробничных сцен: новые возможности и перспективы [электронный ресурс] /. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnyy-i-kolichestvennyy-analiz-drevneegipetskih-grobnichnyh-stsen-novye-vozmozhnosti-i-perspektivy? (дата доступа: 30.05.2022)
Читать дальше