?>
Введение 2 Глава 1. Теоретические основы формирования умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы 6 1.1. Понятие «наблюдения в природе», виды наблюдений 6 1.2. Особенности использования календаря природы в работе со старшими дошкольниками 11 Глава 2. Экспериментальное исследование формирования умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы 18 2.1. Выявление уровня сформированности умения старших дошкольников вести наблюдения в природе 18 2.2. Серия наблюдений старших дошкольников в природе посредством календаря природы 23 Заключение 29 Приложения 33

Формирование умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
84% уникальность
2022 год
28 просмотров
Шуренков П.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические основы формирования умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы 6 1.1. Понятие «наблюдения в природе», виды наблюдений 6 1.2. Особенности использования календаря природы в работе со старшими дошкольниками 11 Глава 2. Экспериментальное исследование формирования умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы 18 2.1. Выявление уровня сформированности умения старших дошкольников вести наблюдения в природе 18 2.2. Серия наблюдений старших дошкольников в природе посредством календаря природы 23 Заключение 29 Приложения 33
Читать дальше
При ознакомлении детей дошкольного возраста с природой большое значение имеют вопросы формирования представлений о сезонных изменениях в природе. Сезонные изменения в природе оказывают влияние не только на экологическое воспитание личности, но и на интеллектуальное развитие, формируется мировоззренческая концепция и определяются понятия сменяемости и изменения в природе. Дети-дошкольники с трудом ориентируются в понятиях, связанных со временем, несмотря на их периодическую повторяемость (сезоны, месяцы, дни недели). Следует отметить, что в силу специфики возраста, дети воспринимают время линейно, цикличность процессов смены времен года ускользает от их понимания. Согласно учению И.П. Павлова, слабый раздражитель, растянутый во времени, для детей, познающих мир через эмоции, с трудом отслеживается их вниманием [20].


Онлайн-калькулятор поможет рассчитать стоимость выполнения чертежей в Хабаровске для вашей студенческой работы.


. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет одним из важных направлений развития, познавательное развитие (пункт 2.6. ФГОС ДО). Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира об особенностях природы. Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей. Основные представления, накопленные детьми в дошкольном возрасте - это образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами (п. 2.6 ФГОС ДО) [1]. В настоящее время при традиционном ознакомлении детей с окружающим миром распространены методики ведения таких записей в виде календаря природы. Но, к сожалению, в педагогической практике воспитатель обычно акцентирует внимание лишь на оформлении фиксирующих записей, между тем основное внимание должно быть уделено сопоставлению новых записей с предыдущими и подведение детей к выводам о различных взаимосвязях между происходящими явлениями. Это и есть та самая насущная составляющая, которая позволяет детям «вспоминать» и анализировать происходящие явления, актуализировать полученный ранее опыт и формировать на этой основе конкретные знания о сезонных изменениях в природе, взаимосвязи происходящих природных процессов. Цель исследования: выявить эффективность использования календаря природы в формировании умения старших дошкольников вести наблюдения в природе. Объект исследования: умение старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы. Предмет исследования: процесс формирования умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы. Задачи исследования: 1.Теоретически обосновать формирование умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы. 2. Выявить уровень сформированности умения старших дошкольников вести наблюдения в природе. 3. Разработать и реализовать серию наблюдений в природе, направленных на формирование умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря. 4. Выявить эффективность серии наблюдений в природе, направленных на формирование умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, психолого-педагогической эксперимент, беседа. База исследования: МДОУ № 185 г. Барнаула. Практическая значимость разработанная серия наблюдений старших дошкольников в природе посредством календаря природы может быть использована воспитателями ДОУ

Читать дальше
Метод наблюдения имеет большое значение в познании детьми сезонных изменений в природе, так как он основывается на чувственном восприятии, обеспечивает живое взаимодействие детей с реальными объектами природы, в результате чего у дошкольников формируются подлинные знания об объектах природы и связях между ними. Наблюдения включают в себя наблюдение за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Основным их содержанием являются наблюдение за ростом, развитием и состоянием растений и животных. Эффективным средством формирования умения старших дошкольников вести наблюдения в природе является календарь природы как элемент моделирующей деятельности, позволяющей вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное и делать выводы, обнаруживать причинно-следственные связи между климатическими характеристиками и поведением растений, животных и человека. В обследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что у детей имеются низкие и средние показатели, поэтому возникла необходимость проведения формирующего этапа с целью повышения уровня сформированности наблюдения в природе. Основным направлением стало создание календарей наблюдений за сезонными изменениями в природе и за птицами. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащала конкретные представления детей. Таким образом, задачи, поставленные нами на начальном этапе исследования, были реализованы, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. 2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев– Москва : Педагогика, 2014. – 223 с. 3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – Москва : Педагогика, 2018. – 88 с. 4. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг: Учеб. пособие / Н.Ф. Виноградова. – Москва : Просвещение, 2013. –128 с. 5. Варламова, Н. Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Н. Ю. Варламова, В. С. Соколова, Н. В. Кочеткова // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 6. – С. 2–100. 6. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – Москва : Просвещение, 2018. – 120 с. 7. Герд, А. Я. Об естественноисторических экскурсиях / А. Я. Герд // Учитель, 1986. –№7. С.4–35. 8. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 2–59. 9. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков – Москва : Педагогика, 2016. – 240 с. 10. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования / В. А. Зебзеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2012. – С. 50–52. 11. Згурская, Л. Ч. Экология малышам / Л. Ч. Згурская, Москва : Наука, 2017. – 117 с. 12. Киреева, Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова // Издательство : Учитель, 2016. – 148 с. 13. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева. – Санкт-Петербург : Детство–пресс, 2018. – 319 с. 14. Люблинская, А.А. Воспитание мышления у детей / А.А.Люблинская //Дошкольное воспитание. 2014. – №12. – С.6–54. 15. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 3. – С. 19–31. 16. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова. – Москва : Детство–Пресс, 2018. – 319 с. 17. Маркова, О. Ю. Современные аспекты экологического образования / О. Ю. Маркова. – Москва : Просвещение, 2014. – 190 с. 18. Николаева, С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду / С. Н. Николаева. – Москва, 2010. – 89 с. 19. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 336 с. 20. Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения животных) / И.П. Павлов. – Москва : Наука, 1973. – 661 с. 21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Москва: Наука, 2016. – 703 с. 22. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова – Москва : Изд. Дом «Карапуз», 2016. – 432 с. 23. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: книга для учителей и воспитателей / М. Н. Скаткин. – Москва : Просвещение, 2016. – 144 с. 24. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. Москва : Педагогика, 2014. – 120 с. 25. Шаповаленко, С. Г. Методы научного исследования / С. Г.Шаповаленко. Москва : Наука, 2018. – 140 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенно
Количество страниц:
40
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
Разработка программного продукта для решения прикладных задач
Количество страниц:
20
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Преимущества и недостатки использования смарт-контрактов в предпринимательской деятельности.
Количество страниц:
21
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image