ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Нарратология и литература: теоретические вопросы. 6 1.1. Категории нарратологии как область гуманитарного знания 6 1.2. Способы реализации нарратива в литературе 10 Глава 2. Повесть как фактор выбора нарративной стратегии 14 2.1. Жанровые и композиционные особенности повестей Джозефа Конрада 14 2.2. Повествовательная стратегия как способ выражения авторской идеи 24 Заключение 29 Список литературы 33

Нарративные стратегии в повести Дж. Конрада

курсовая работа
Литература
30 страниц
61% уникальность
2022 год
25 просмотров
Василий К.
Эксперт по предмету «Зарубежная литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Нарратология и литература: теоретические вопросы. 6 1.1. Категории нарратологии как область гуманитарного знания 6 1.2. Способы реализации нарратива в литературе 10 Глава 2. Повесть как фактор выбора нарративной стратегии 14 2.1. Жанровые и композиционные особенности повестей Джозефа Конрада 14 2.2. Повествовательная стратегия как способ выражения авторской идеи 24 Заключение 29 Список литературы 33
Читать дальше
-
Читать дальше
В заключении следует подвести итоги наблюдений. 1. Имя английского писателя Джозефа Конрада известно мировому читателю, как имя автора повестей, романов и рассказов о море и моряках. Наиболее известные художественные тексты Конрада – это повести «Сердце тьмы», «Лорд Джим», «Юность», «Дуэль», романы «Каприз Олмейера», «Ностромо», «Тайный агент» и др. 2. Джозеф Конрад начинал свою писательскую карьеру с малых литературных форм. Отчасти это было связано с тем, что он хотел писать на языке той страны, которая в его глазах олицетворяла само море – на английском. Кроме польского, русского и французского языков, писатель выучил и язык Британских островов, хотя не смог избавиться от акцента. Исследователи его творчества писали, что на английском он лучше всего писал, вначале с ошибками, но позже овладел им в полном объеме. В таком случае, понятно, что проще написать рассказа или повесть, чем большое по объему произведение. 3. Исследователи литературного наследия Дж. Конрада отмечали, что его тексты частично тяготеют к приключенческой литературе, романтической и психологической. 4. Рассматривая тексты Дж. Конрада в аспекте нарратологии как науки о тексте, нужно отметить, что отчасти выбор повествовательной стратегии автора зависит от выбранного им жанра. В случае Дж. Конрада - это повести, в который именно авторское присутствие является одни их отличительных. 5. Из повествовательных стратегий, которые описаны в теории литературы, можно назвать следующие: имитативную, императивную, провокативную и инспиративную. Об этом подробно писал литературовед В.И. Тюпа, согласно работам которого, существует определенная схема позиционирования субъекта, объекта и адресата - повествовательная (нарративная) стратегия. Он также указывал на то, тактическое оформление события в художественной литературе может быть весьма разнообразным, но основных стратегий ограниченное число. 6. В имитативной повествовательной стратегии: субъект и адресат обладают общим знанием об излагаемой истории, лишенной какой-либо интриги, рассчитанной на отражающей прецедентную картину мира (военно-историческая литература) 7. Императивная стратегия предусматривает дидактическую тональность в дискурсе нарратора слушателя/читателя, который полностью повествования; при этом рассказываемое нарушение моральной нормы или торжество добродетели над пороком (притча, басня). 8. Провокативная стратегия, напротив, подразумевает независимость и повышенную свободу действий участников наррации: один повествует о любых изменениях, по тем или иным причинам показавшихся ему примечательными окказиональная картина мира, другой не обязан соглашаться с мнением «собеседника» (романы постмодернистов) 9. Выбор инспиративной стратегии приводит к солидаризации субъекта и адресата нарратива и позволяет рассказать о событии, распознаваемом в границах вероятностной картины мира (роман «Доктор Живаго Б.Л. Пастернака). 10. Многие исследователи отмечали связь текстов Конрада с романтической традицией в литературе. Об этом говорит и сам автор, обращаясь к романтику Новалису, и его произведения, герои которых -особенные уникальные люди, исключительные, непохожие на остальных, одинокие, гордые, отвергнутые обществом. Местами для действия Конрад выбирает экзотические места, что также было характерно для романтизма. Если говорить о системе персонажей, то в повестях Конрада она представляет собой распространенное в романтизме противостояние главного героя с обществом или группой лиц, с которым он контактирует в настоящий момент. 11. В повестях Конрада значительное место занимает пейзаж. Как внесюжетный элемент композиции он выполняет важную функцию, через картины природы читатель лучше понимает настроение героя, авторскую позицию, описываемые реалии и героев, которые в них помещены. 12. Для повести как особого литературного жанра характерно достаточно явное «присутствие автора», а большая нагрузка ложится на описания героев, мест, переживаний. Такая позиция соответствует сути произведений Конрада, который сам писал, что главное для него – заставить читателя почувствовать больше, чем он сможет увидеть. 13. В повести «Сердце тьмы» концентрация способов для вовлечения читателя в эмоциональный контакт с героями и событиями особо сильна. Конрад использует в ней прием ретардации, нарочитого замедления сюжета с помощью внесюжетных элементов: вставных конструкций, описаний и пр. 14. Одним из главных приемов у Конрада становится прием смены «точек зрения», с помощью которого он показывает объемную картину реального мира, которые нельзя просто и понятно объяснить, так как он слишком сложен, и ни одно знание не может быть абсолютным. 15. Герои Конрада совершают не только внешние, но и внутренние путешествия, которые становятся самыми главными для них. Старый моряк вспоминает свою молодость, время поисков, надежд, разочарований и встреч. Глазами Марлоу читатель видит много драматических сцен: семейные истории, сцены насилия и убийства, беседы с доктором, много пейзажных зарисовок и т.д. Память Марлоу возрождает к жизни многих персонажей, и главное – знакомит читателя с альтер-эго героя, мистером Курцем, для встречи с которым был проделан длинный путь – это путь к самому себе. 16. На мой взгляд, такая манера повествования, соотнесенная с мрачноватым юмором, иронией, неожиданными выводами, композиционной ретардацией как способом игры с читателем, чтобы «завлечь» его в текст, переработка романтической традиции в новой манере, — все это больше всего подходит к провокативной повествовательной стратегии. С ее помощью автор повести создает художественный мир, которым предполагает свободно существование нескольких точек зрения, но ни одна из них не станет последней истиной, а будет только знанием об одной из сторон жизни, исходящей из личного опыта персонажей
Читать дальше
1. Анкерсмит, Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков / пер. с англ. О. Гавришиной, А. Олейникова / Ф. Анкерсмит. – М. : Идея-Пресс, 2003. – 360 с. 2. Аствацатуров А.А. Джозеф Конрад // История западноевропейской литературы. XIXвек: Англия / под ред. Л.В. Сидорченко и И.И. Буровой. - СПб.; М., 2004 – с.460. 3. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт // От структурализма к постструктурализму. Французская семиотика / сост., вступ. ст. и примечания Г.К. Косикова. – М. : Прогресс, 2000. – С. 196–238. 4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. / Бахтин М.М. – М.: Искусство, 1979. – С. 403-404. 5. Богомолов С.А. Художественное пространство Британской империи в творчестве Джона Конрада // Вестник ОГУ. – 2006. – № 4. – С. 21-28. 6. Бройтман, С. Н. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя – жизнь» / С. Н. Бройтман. – М. : Прогресс-Традиция, 2007. – 608 с. 7. Дюбуа, Ж. и др. Общая риторика / пер. с фр. Е. Разлоговой, В. Нарумова / Ж. Дюбуа – М. : Прогресс, 1986. – 392 с 8. Кашкин И. Джозеф Конрад. // Кашкин И. Для читателя-современника. Статьи и исследования. - М: Сов. писатель, 1977. – С. 295. (558 с.) 9. Конрад Дж. Дуэль. / Конрад Дж. – Курск: Курское книжное издательство, 1957. – 107 с. 10. Конрад Дж. Лорд Джим. / Конрад Дж. – М.: Вече, 2019. – 416 с. 11. Конрад Дж. Сердце тьмы. / Конрад Дж. – М.: Аст, 2021. – 448 с. 12. Конрад Дж. Тайфун. / Конрад Дж. – М.: Клуб семейного досуга, 2015. - 416 13. Конфедерат О. В. «Экранизации повести Дж. Конрада «сердце тьмы» в контексте кризиса идентичности в западной культуре последней трети XX века. К вопросу о визуальных источниках в гуманитарных науках» // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. – М.:2020 № 2 С. 144—153. 14. Ланн Е. Джозеф Конрад //Конрад Дж. Собр. соч. Т. 1, кн. 1. М.; Л., 1925 15. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. / Лотман Ю.М. – М.: Искусство, 1970 – 384 с. 16. Найдер З. Европа Джозефа Конрада. // Европа: Т.2- Варшава, 2002. - N.2 – С. 63-68. 17. Нарратология. // Постмодернизм. Словарь терминов. — М.: INTRADA ,2001 – С. 167. (384 18. Пронин А.А. Нарративные стратегии автора в портретной документалистике. // Научные ведомости. – М., 19. Соколов С. Школа для дураков / Соколов С. - – М. – Огонек. – 1990. – С.4. 20. Соловьёва Е. Е. Джозеф Конрад и Россия. / Соловьева Е.Е. – Череповец: ЧГУ, 2012. — 228 с. 21. Тамарченко, Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика / Н. Д. Тамарченко. – Тверь : Тверской гос. ун-т, 2001. – 72 с. 22. Тюпа В.И. Дискурс. Жанр. / Тюпа В.И. – М.: Интрада, 2013. – 211 с. 23. Тюпа, В. И. Дискурс / Жанр / В.И. Тюпа – М. : Интрада, 2013. – 211 с. 24. Урнов Д.М. Джозеф Конрад. / Урнов Д.М. – Москва: Наука, 1977. - 127 с 25. Утехин Н. П. Жанры эпической прозы. / Утехин Н.Р. - Л.: Наука, 1982. – 185 с. 26. Шмидт В. Нарратология / Шмидт В. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с. 27. Голованова И.С.: История мировой литературы. Романтизм [Электронный режим] // Режим доступа: Голованова И.С.: История мировой литературы. Романтизм (niv.ru) (дата обращения: 04.05.2022) 28. Жеромский С. Джозеф Конрад // Иностранная литература. 2000. № 7. - [Электронный режим] // Режим доступа: http://magazines.russ.ru/inostran/2000/7/zheroms.html (дата обращения: 16.06.2022) 29. Кашкин И.: Джозеф Конрад [Электронный режим] // Режим доступа: Кашкин И.: Джозеф Конрад (niv.ru) (дата обращения: 04.05.2022) 30. Мамуркина О. В. Теория нарратива в современном литературоведении // Царскосельские чтения. 2011. №XV. [Электронный режим] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-narrativa-v-sovremennom-literaturovedenii (дата обращения: 16.06.2022) 31. Николаев А. И. Основы литературоведения [Электронный режим] // Режим доступа: Николаев А. И. Основы литературоведения - Издательство ЛИСТОС (listos.biz) (дата обращения: 04.05.2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Системный анализ в исследовании бизнес-процессов нефтегазодобывающего предприятия
Количество страниц:
40
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Системный анализ
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image