В заключении следует подвести итоги наблюдений.
1. Имя английского писателя Джозефа Конрада известно мировому читателю, как имя автора повестей, романов и рассказов о море и моряках. Наиболее известные художественные тексты Конрада – это повести «Сердце тьмы», «Лорд Джим», «Юность», «Дуэль», романы «Каприз Олмейера», «Ностромо», «Тайный агент» и др.
2. Джозеф Конрад начинал свою писательскую карьеру с малых литературных форм. Отчасти это было связано с тем, что он хотел писать на языке той страны, которая в его глазах олицетворяла само море – на английском. Кроме польского, русского и французского языков, писатель выучил и язык Британских островов, хотя не смог избавиться от акцента. Исследователи его творчества писали, что на английском он лучше всего писал, вначале с ошибками, но позже овладел им в полном объеме. В таком случае, понятно, что проще написать рассказа или повесть, чем большое по объему произведение.
3. Исследователи литературного наследия Дж. Конрада отмечали, что его тексты частично тяготеют к приключенческой литературе, романтической и психологической.
4. Рассматривая тексты Дж. Конрада в аспекте нарратологии как науки о тексте, нужно отметить, что отчасти выбор повествовательной стратегии автора зависит от выбранного им жанра. В случае Дж. Конрада - это повести, в который именно авторское присутствие является одни их отличительных.
5. Из повествовательных стратегий, которые описаны в теории литературы, можно назвать следующие: имитативную, императивную, провокативную и инспиративную. Об этом подробно писал литературовед В.И. Тюпа, согласно работам которого, существует определенная схема позиционирования субъекта, объекта и адресата - повествовательная (нарративная) стратегия. Он также указывал на то, тактическое оформление события в художественной литературе может быть весьма разнообразным, но основных стратегий ограниченное число.
6. В имитативной повествовательной стратегии: субъект и адресат обладают общим знанием об излагаемой истории, лишенной какой-либо интриги, рассчитанной на отражающей прецедентную картину мира (военно-историческая литература)
7. Императивная стратегия предусматривает дидактическую тональность в дискурсе нарратора слушателя/читателя, который полностью повествования; при этом рассказываемое нарушение моральной нормы или торжество добродетели над пороком (притча, басня).
8. Провокативная стратегия, напротив, подразумевает независимость и повышенную свободу действий участников наррации: один повествует о любых изменениях, по тем или иным причинам показавшихся ему примечательными окказиональная картина мира, другой не обязан соглашаться с мнением «собеседника» (романы постмодернистов)
9. Выбор инспиративной стратегии приводит к солидаризации субъекта и адресата нарратива и позволяет рассказать о событии, распознаваемом в границах вероятностной картины мира (роман «Доктор Живаго Б.Л. Пастернака).
10. Многие исследователи отмечали связь текстов Конрада с романтической традицией в литературе. Об этом говорит и сам автор, обращаясь к романтику Новалису, и его произведения, герои которых -особенные уникальные люди, исключительные, непохожие на остальных, одинокие, гордые, отвергнутые обществом. Местами для действия Конрад выбирает экзотические места, что также было характерно для романтизма. Если говорить о системе персонажей, то в повестях Конрада она представляет собой распространенное в романтизме противостояние главного героя с обществом или группой лиц, с которым он контактирует в настоящий момент.
11. В повестях Конрада значительное место занимает пейзаж. Как внесюжетный элемент композиции он выполняет важную функцию, через картины природы читатель лучше понимает настроение героя, авторскую позицию, описываемые реалии и героев, которые в них помещены.
12. Для повести как особого литературного жанра характерно достаточно явное «присутствие автора», а большая нагрузка ложится на описания героев, мест, переживаний. Такая позиция соответствует сути произведений Конрада, который сам писал, что главное для него – заставить читателя почувствовать больше, чем он сможет увидеть.
13. В повести «Сердце тьмы» концентрация способов для вовлечения читателя в эмоциональный контакт с героями и событиями особо сильна. Конрад использует в ней прием ретардации, нарочитого замедления сюжета с помощью внесюжетных элементов: вставных конструкций, описаний и пр.
14. Одним из главных приемов у Конрада становится прием смены «точек зрения», с помощью которого он показывает объемную картину реального мира, которые нельзя просто и понятно объяснить, так как он слишком сложен, и ни одно знание не может быть абсолютным.
15. Герои Конрада совершают не только внешние, но и внутренние путешествия, которые становятся самыми главными для них. Старый моряк вспоминает свою молодость, время поисков, надежд, разочарований и встреч. Глазами Марлоу читатель видит много драматических сцен: семейные истории, сцены насилия и убийства, беседы с доктором, много пейзажных зарисовок и т.д. Память Марлоу возрождает к жизни многих персонажей, и главное – знакомит читателя с альтер-эго героя, мистером Курцем, для встречи с которым был проделан длинный путь – это путь к самому себе.
16. На мой взгляд, такая манера повествования, соотнесенная с мрачноватым юмором, иронией, неожиданными выводами, композиционной ретардацией как способом игры с читателем, чтобы «завлечь» его в текст, переработка романтической традиции в новой манере, — все это больше всего подходит к провокативной повествовательной стратегии. С ее помощью автор повести создает художественный мир, которым предполагает свободно существование нескольких точек зрения, но ни одна из них не станет последней истиной, а будет только знанием об одной из сторон жизни, исходящей из личного опыта персонажей