Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения социально-психологических факторов адаптации детей к самостоятельной жизни……...7 1.1. Определение и сущность социальной адаптации и условия ее формирования………………………………………………………………7 1.2. Социально-психологические факторы адаптации учащихся……...12 1.3. Понятие саморазвития школьника в современной психолого-педагогической литературе………………………………………………18 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению факторов адаптации детей к самостоятельной жизни на примере муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина…….24 2.1. Цель, предмет и задачи эмпирического исследования. Организация исследования………………………………………………………………24 2.2. Описание результатов психодиагностического комплекса……….30 Глава 3. Анализ опытно-экспериментальной работы. Результаты и рекомендации…………………………………………………………………….38 3.1. Оценка адаптации учеников 10 и 11 классов к самостоятельной жизни на основе психодиагностического комплекса…………………..38 3.2. Рекомендации по повышению уровня саморазвития и самостоятельности учеников……………………………………………..46 Заключение……………………………………………………………………….52 Список использованной литературы…………………………………………...54 Приложения

Социально-психологические факторы адаптации детей к самостоятельной жизни (на примере муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина)

курсовая работа
Психология
55 страниц
93% уникальность
2022 год
26 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения социально-психологических факторов адаптации детей к самостоятельной жизни……...7 1.1. Определение и сущность социальной адаптации и условия ее формирования………………………………………………………………7 1.2. Социально-психологические факторы адаптации учащихся……...12 1.3. Понятие саморазвития школьника в современной психолого-педагогической литературе………………………………………………18 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению факторов адаптации детей к самостоятельной жизни на примере муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина…….24 2.1. Цель, предмет и задачи эмпирического исследования. Организация исследования………………………………………………………………24 2.2. Описание результатов психодиагностического комплекса……….30 Глава 3. Анализ опытно-экспериментальной работы. Результаты и рекомендации…………………………………………………………………….38 3.1. Оценка адаптации учеников 10 и 11 классов к самостоятельной жизни на основе психодиагностического комплекса…………………..38 3.2. Рекомендации по повышению уровня саморазвития и самостоятельности учеников……………………………………………..46 Заключение……………………………………………………………………….52 Список использованной литературы…………………………………………...54 Приложения
Читать дальше
Современное общество развивается столь динамично, что затрагивает не только экономические, политические отношения, но и общественные отношения, при этом динамизм и стремительное развитие проявляется в образовательной и профессиональной деятельности. Актуальность исследуемой проблемы полностью обусловлена необходимостью современных школьников адаптироваться к быстро изменяющемуся обществу, учитывая как личные интересы и желания, так и актуальные социальные роли и сферы деятельности. Особенно остро проблема адаптации детей к общественным отношениям проявляется в подростковом возрасте, когда происходит резкое гендерное, материальное, физическое разделение между детьми. У школьников повышается степень ответственности, уровень самостоятельности, поступки и действия приобретают многоуровневый процесс, который ориентируется на полное изменение потребностно-мотивационной сферы. Степень изученности проблемы. Среди основных научных подходов к проблеме адаптации нужно отметить теоретические и экспериментальные исследования психической, психологической и социально-психологической адаптации Г.А. Балла, Ф.


На сайте можно купить диплом дешево , не потеряв в качестве.


.Б. Березина, М.С. Корольчука, А.А. Налчаджяна. Цель исследования – изучить социально-психологические факторы адаптации школьников к самостоятельной жизни на примере муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина. Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Выявить социально-психологические факторы адаптации к самостоятельной жизни; 3. Провести опытно-экспериментальную работу на базе муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина; 4. Актуализировать и систематизировать полученные данные, составить рекомендации. Объект исследования – учащиеся старших классов муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина. Предмет исследования – взаимосвязь социально-психологических факторов адаптации к самостоятельной жизни учащиеся старших классов муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина и личностных характеристик. Новизна исследования. Проблема изучения социально-психологических факторов адаптации обращает на себя все большее внимание исследователей, т.к. представляет собой активный и быстрый процесс социализации и саморазвития личности. Психологическая адаптация школьников представляет собой не пассивное преобразование, что требует от нового поколения большего уровня самостоятельности. Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования готовности к самостоятельной жизни школьников будет более эффективным при учете всех социально-психологических факторов. Теоретической базой исследования являются теория социальной адаптации Э. Дюркгейма и Т. Парсонсона, базовые положения Я-концепции. Методологической базой выступили труды отечественных и зарубежных ученых и исследователей в области условий социально-психологической адаптации. В основе эмпирической базы работы лежат результаты исследования, получения после проведения опытно-экспериментальной работы на базе муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина. К методам исследования относятся метод теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования, методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К.Роджерса и Р.Даймонда, методика оценки направленности личности С.Л. Братченко. Теоретическая значимость заключается в систематизации ранее полученных исследований по проблеме адаптации детей к самостоятельной жизни с учетом социально-психологических факторов. Практическая значимость заключается в выявлении взаимосвязи личностных характеристик учащихся и социально-психологических факторов адаптации на примере муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина, которые могут быть положены в основу дальнейших исследований по исследуемой проблеме. Положения, выносимые на защиту. Адаптация представляет собой взаимоотношение личности и группы, которая часто бывает или производственной, или студенческой. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Особенности социально-психологического изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду – сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина. В ходе проведения экспериментального исследования был составлен психодиагностический комплекс. Методика диагностики адаптации К. Роджерса и Р. Дамонда позволила выявить у учеников высокие показатели к готовности к самостоятельной жизни, однако среди представленных ответов можно заметить наличие у некоторых учеников очень высоких показателей по значимым феноменам, когда у других учеников эти же показатели близки к нижней границе. В исследовании также применяется методика С.Л. Братченко «Направленность личности в обществе». Личностные характеристики выражаются во всех областях деятельности, в ценностях жизни и жизненных установках, в склонностях и интересах учеников, но больше всего направленность личности проявляется во взаимодействии с другими социальными объектами: ровесниками, знакомыми, учителями, родителями, друзьями и т.п. В основе данной методики лежит диалогическая концепция М. Бахтина, направленная на изучение доминирующих ценностных установок каждой личности в отдельности, которые наблюдаются при взаимодействии с другими членами общества. Структура работы включает в себя введение, 3 главы, 7 параграфов, заключение, список литературы и приложения. В работе представлено 5 рисунков и 5 таблиц.

Читать дальше
Работа направлена на изучение социально-психологических факторов адаптации школьников к самостоятельной жизни на примере муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина. В ходе исследования были решены все ранее поставленные задачи: 1. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; 2. Выявлены социально-психологические факторы адаптации к самостоятельной жизни; 3. Проведена опытно-экспериментальная работа на базе муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8. имени героя советского союза Виктора Васильевича Талалихина; 4. Актуализированы и систематизированы полученные данные, составлены рекомендации. Адаптация в узком смысле слова представляет собой взаимоотношение личности и группы, которая часто бывает или производственной, или студенческой. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Особенности социально-психологического изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду – сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек. После применения психодиагностического комплекса с учениками 10 и 11 классов было выявлено, что около 64% учеников имеют разного уровня проблемы при адаптации к самостоятельной жизни, которые связаны с личностными характеристиками. Многие из данных характеристик зависят от воспитания ребенка, его взаимодействия с родителями и преподавательским составом. Именно учителя и родителя закладывают особенности характера, поведения ребенка, поэтому при подготовке учеников к самостоятельной жизни необходимо проводить комплексную работу как с учеником, так и с родителями и членами семьи. Необходима комплексная работа между учителем и семьей учеников. В современных школах преподаватели находят такие способы взаимодействия с родителями, которые оказывают положительное влияние, а также не всегда носят принудительный характер. К условиям социально-педагогического сопровождения детей должна обязательно относиться психолого-педагогическая подготовка преподавателей школы, причем современные педагоги должны владеть не только достаточной базой знаний в области методики преподавания, но и владеть навыками курса психологии, что поможет обеспечить качественное и эффективное взаимодействие с детьми. На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута.
Читать дальше
1. Бабаева Т.И. Педагогика / Т.И. Бабаева. – М.: Академия, 2019. – 544 с. 2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / под ред. У.Ф. Саченкова.– Л.: Наука, 2018. – 267 с. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2016. – 213 с. 4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М: Просвещение, 2017. – 528 с 5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2020. – 229 с. 6. Бурковская Т. В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.В. Бурковская. – Брянск, 2013. – 27 с. 7. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 9-16. 8. Каптерев П.Ф. История педагогики / П.Ф. Каптерев. – Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2016. – 186 с. 9. Каптерев П.Ф. Педагогический поцесс / П.Ф. Каптерев. – М.: Педагогика, 2017. – 182 с. 10. Кларина Л.М. Профессионально – семейная общность как субъект образования и развития детей младшего школьного возраста / Л.М. Кларина. – М., 2020. – 177 с. 11. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа // Дошкольное образование в России. – 2018. – № 2. – С. 98-224. 12. Ковалева Н. И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации представителей разных культур в условиях образовательного учреждения // Культурно-историческая психология» 2020. – № 1. – С. 75-79 13. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь терминов / Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 176 с. 14. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 2019. – 312 с. 15. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. – М.: МПСИ, 2019. – 400 с. 16. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности / под ред. Е.С. Семенова. – Ереван:ЭПО, 2018. – 262с. 17. Палагина Н. С. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов в преодолении жизненного кризиса : дис. … канд. психол. наук / Н.С. Палагина. – Таганрог, 2017. – 175 с. 18. Стефаненко Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации / Т.Г. Стефаненко. – М.: Наука, 2019. – 185 с. 19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл. – СПб.: Питер-пресс, 2017. – 608с. Электронные источники 20. Федеральный закон об образовании [Электронный ресурс] / Всероссийский банк методических материалов. – Режим доступа: http://bankwork.ru, свободный. (Дата обращения: 10.07.2022 г.)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Взаимосвязь социально-психологического климата с успешной деятельностью студентов
Количество страниц:
80
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
Анализ и диагностика экономического состояния организации (на примере ООО
Количество страниц:
65
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Производственный менеджмент
реферат
Женские психотипы в сериале «Секс в большом городе»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image