У Work5 вы можете заказать написание дипломных работ на заказ в Нижнем Новгороде и посвятить время тому, что нраивтся вам.
. Социально-психологические отношения являются специфичным субъектом изучения различных наук, однако внутри данных отношений особо выделяются отношения, складывающиеся внутри коллектива. Именно отношения внутри коллектива определяют прежде всего психологический климат, в котором осуществляется рубая работа, будь она связана с обучением, наукой или бизнесом. Психологический климат формирует отношения членов коллектива к осуществляемой им работе, а равно определяет эффективность исполнения ими своих обязанностей, что в свою очередь определяет успешность реализации заданных целей в целом. Социально-психологический климат (СПК) имеет особое значение для формирования корпоративной культуры и повышения эффективности функционирования коллектива, объединенного общей целью. Вопросы социально-психологического климата были затронуты такими выдающимися учеными: Платоновой К.К. , Донцовой А.И. , Петровского В.А. , Свенцицкого А.Л. , Зотовой О.И. , Коломинского Я.Л. , Почебут Л.Г. , Парыгиной Б.Д. , Ковалевой А.Г. , Мануйловой Г.М. , Кузьминой Е.С. , Ночевника М.П. , Мансуровой Н.С. , Машеро В.П. , Моченовой Г.А. , Русалиновой А.А. , Русиновой Ф.М. , Тимофеевой Ю.Т. , Чикер В.А. , Шварца И.Е. , Щебетенко А.И. и мн.др. [1,7,10] Ряд исследований, проведенных в области психологии труда, предлагают более подробно изучить влияние высших учебных заведений на формирование трудового сознания и необходимости осуществления трудовой деятельности внутри коллектива. Не следует переходить к рассмотрению вопроса формирования коллективного сознания у студентов без определения сущности социально-психологического климата коллектива, а также выделения с одновременным изучением факторов, влияющих на его развитие. При этом изучение не должно останавливаться на научно-теоретическом этапе, а неоднократно проверено с научно-практической точки зрения, что позволит разработать детализированные методические рекомендации по указанной тематике, а именно оптимизации социально-психологического климата внутри студенческих коллективов. В развитии социально-психологического климата внутри студенческого коллектива значительную, если не сказать ключевую роль играет ведущий участник коллектива, именуемый в целом руководителем. Единственной причиной, которая не позволяет признать роль руководителя исключительной величиной, следует признать выделяющуюся роль лидера группы, которым не всегда может быть руководитель, а более сильный в эмоциональном и психологическом плане член группы, именуемый лидером. К сожалению роль руководителя разобрана в многочисленных трудах исследователей, таких как И.П. Волков и Л.И. Усманский, однако роль лидера группы изучена не так глубоко. Это возможно связано с тем, что роль руководителя представляется важнейшей исследовательской задачей, однако не учитывается, что управление не единственная величина, влияющая на формирование социально-психологического климата. Взаимодействие внутри коллектива имеет не меньшее значение для формирования положительного социально-психологического климата. Конечно, часто руководители является также и лидером внутри коллектива, грамотно обеспечивая равное влияние лидерских качеств и управленческих. Помимо вышеперечисленных факторов, определяющих актуальность исследования, выделяются еще пять, не менее важных факторов, в числе которых [2]: разработка путей решения проблем, возникающих при формировании межличностных отношений связанных с развитием современных и более сложных требований к уровню психологической и профессиональной подготовки выпускников; протекающие фундаментальные изменения в общественной и политической жизни государства, повышающие требования к системе высшего образования; возрастающая степень необходимости фактического использования социально-психологического потенциала студенческих коллективов с целью увеличения эффективности воспитательной деятельности; создание условий для формирования и дальнейшего существования здорового социально-психологического климата студенческих коллективов, позволяющего в свою очередь создать благоприятную почву для реализации членами коллектива имеющегося потенциала; разработка новых форм диагностики СПК в студенческом коллективе. Проведя анализ существующих работ и научных публикаций дает представление о достаточной степени разработанности диагностики социально-психологического климата, а также инструментов его регулирования. Конечно нельзя сказать, что уже полностью исчерпаны проблемные вопросы и преодолены все трудности. Основной проблемой конечно является отсутствие единого принятого определения СПК, что говорит о неоднозначности подхода к трактовке данного понятия. В достаточной степени выражена в исследовательских работах необходимость повышения требований к специалистам, работающим в образовательной сфере, которые способствуют формированию студенческих коллективов с благоприятным уровнем социально-психологического климата. Данные специалисты не связаны на прямую с учебной сферой, а работа их направлена больше по воспитательной части, к примеру отделы по внеучебной деятельности, социальные педагоги. В числе таких специалистов работники различных сервисов, деятельность которых сфокусирована на внеаудиторную работу со студентами. Цель исследования: выявить и изучить взаимосвязь социально-психологического климата в группе с успешностью учебной деятельности студентов. Задачи исследования: описать количество основных подходов к изучению взаимосвязей между успешностью учебной деятельности студентов и социально-психологическим климатом; провести анализ основных этапов и методов регулирования социально-психологического климата (СПК) в студенческих коллективах, а также отметить структуру социально-психологического климата; дать анализ успешности учебной деятельности (УУД); провести исследование о влиянии изменений СПК в условии пандемии на УУД; дать анализ результатов проведенного исследования взаимосвязи УУД и СПК в условиях вирусной пандемии. Объект исследования –социально-психологический климат в группе и учебная деятельность студентов. Предмет исследования – взаимосвязь социально-психологического климата в группе с успешностью учебной деятельности студентов. Гипотеза исследования: наличие в вузе единой структуры по организации внеучебной работы со студентами (коллективного субъекта труда), применяющей в профессиональной деятельности систему специальных мероприятий, обеспечивает формирование благоприятного СПК студенческой группы. В связи с тем, что основная гипотеза носит отчетливо выраженный теоретический характер, нами выделены частные гипотезы, которые могут быть эмпирически подтверждены. 1. Основными факторами, оказывающими влияние на процесс формирования благоприятного СПК студенческой группы, являются особенности учебно-воспитательного процесса, его напряженность, а также условия жизнедеятельности студентов с точки зрения организации этого процесса структурой коллективного субъекта труда вуза по внеучебной работе. 2. Разделение студенческого коллектива на три группы по уровню показателей социально-психологического климата (с высоким, средним и с низким) поможет более детально диагностировать состояние СПК и определить рычаги влияния на его изменение. 3. Учебные коллективы с выраженным высоким показателем СПК формируются наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности. 4. На социально-психологический климат студенческого коллектива значительное влияние оказывают внешние факторы, в числе которых также личностные качества руководителя (всех уровней, в том числе руководителя ВУЗа). Теоретико-методологической основой исследования является концепция взаимосвязи личности и деятельности, теории системного анализа психических явлений, системы общенаучных и теоретических методов. Основу исследования составили работы таких исследователей, как: К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Т.Ф. Базылевич, А.В. Брушлинский, Г.А. Цукерман, И.Н. Воронков, И.И. Вартанов, Н.Ц. Бадмаева, А.Л. Журавлев, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, О.Г. Носкова, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Суворов, В.Д. Шадриков, П.Я. Гальперин и др.[1, 2, 4, 5], в чьих работах отражены психологические теории личности, психологические теории деятельности, а также методология деятельности и ее структуры. Методы исследования. В работе использован комплекс методов, адекватных её цели и задачам: теоретический анализ научной литературы, опрос (анкетирование, беседа, интервью), наблюдение, статистические методы анализа и обработки эмпирических данных (корреляционный анализ, дисперсионный анализ, критерии различий в уровне признака). Эмпирическую базу исследования составили студенты психологического факультета Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, ГОУ ВПО «Тверской государственный университет», Тверской филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская инженерно-экономическая академия». Общее количество респондентов составило 90 человек. Научная новизна исследования заключается в следующем: систематизированы и конкретизированы теоретические основания изучения организационной деятельности через рассмотрение структурного подразделения организации – коллективного субъекта труда, что обогащает современные направления психологии труда; проведен теоретический и эмпирический анализ понятия СПК группы, выявлены ведущие факторы, влияющие на формирование СПК студенческого коллектива; теоретически обоснована и экспериментальным путем установлена взаимосвязь и взаимозависимость эффективности учебной деятельности студентов и социально-психологического климата; практически реализована комплексная методика диагностики СПК студенческой группы; предложены психологически обоснованные модели прогнозирования и регулирования СПК учебной группы студентов, используемые коллективным субъектом труда вуза по внеучебной работе, а также практические рекомендации по повышению эффективности деятельности. Практическая значимость работы заключается в том, что: доказана необходимость создания в учебных заведениях единой структуры по организации внеучебной работы со студентами, одним из направлений деятельности которой является осуществление психологических мероприятий, по изучению СПК учебной группы студентов и формирование благоприятного СПК в студенческих группах; разработана методология диагностики СПК в период обучения студентов в вузе (разработан опросник «Социально-психологический климат студенческого коллектива») и доказана положительная корреляция благоприятного СПК с такими факторами обучения, как особенности учебно-воспитательного процесса, его напряженность, а также условия жизнедеятельности студентов; установлено, что в учебных группах с высокими показателями состояния СПК студенты имеют высокую успеваемость, организованность, дисциплинированность, четкие личностные цели, высокую степень самореализации, низкую конфликтность; разработана модель процесса регуляции СПК студенческих групп в высших учебных заведениях, применяемая коллективным субъектом труда по внеучебной работе со студентами. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его логикой, комплексным сочетанием количественных и качественных методов, эмпирической проверкой теоретических положений, корректным применением статистических методов обработки данных, положительными результатами внедрения практических рекомендаций. Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Текст работы иллюстрирован таблицами (2), рисунками (8). Библиография включает 56 источников. Общий объем исследования – 75 страниц.