Сложная курсовая на заказ в Казани ? Легко для Work5.
определил сяокан как «среднезажиточное общество, в котором экономика станет более развитой, демократия - совершеннее, наука и образование - прогрессивнее, культура - более процветающей, общество - гармоничнее, а жизнь народа - более обеспеченной» . Это новый этап социального развития КНР, достигнутый в результате модернизации и роса экономики. В сравнительно короткие сроки был совершен значительный рывок в области предоставления государством базовых социальных гарантий со стороны государства. Был проведен ряд социальных реформ: создана система пенсионного обеспечения, система всеобщего медицинского страхования, реформировано трудовое право, разработаны стандарты оказания адресной социальной поддержки в зависимости от региона страны. В 2021 г. власти КНР объявили о достижении основных показателей среднезажиточного общества: была ликвидирована крайняя бедность, ВВП на душу населения приблизился к уровню развитых стран, значительно повысился уровень жизни населения . Достижение среднезажиточного общества для КНР — это не просто очередной этап политического развития. Сяокан – это значимая часть общекитайской национальной идеи, мечты о создании развитого социалистического государства. Достичь его – значит вывести страну на принципиально новый уровень развития. Учитывая политическую значимость сяокан, руководство КНР стремилось достичь его к юбилейному для КПК - 2021 г., даже с большими допущениями. Изучение опыта Китая в создании системы социальных гарантий представляет научный и практический интерес. Научная актуальность определяется тем, что данная тематика пока недостаточно исследована в отечественной науке. В отличие от экономических реформ, которые подробно изучены в социальных науках как в России, так и за рубежом, китайский опыт создания системы социальных гарантий пока упоминается в самом общем виде. Политическая актуальность изучения общества сяокан определяется его большим значением в концепции развития как КПК, так и Китая в целом. Достижение среднезажиточного общества рассматривается как важнейший шаг к созданию социалистического государства в Китае. И при этом, сяокан – это некая награда всему обществу Китая за годы реформ, труда и преодоления трудностей. Практическая актуальность заключается в возможности использования опыта КНР в области социальной политики в других странах, со схожими целями социального развития, в том числе и в России. Степень научной разработанности. Тематика социальных гарантий как части социальной политики КНР стала разрабатываться сравнительно недавно: с конца 1990-х гг. В 1980-х и 1990-х гг. вопросы социальных гарантий и социальной политики КНР рассматривались как второстепенные при анализе китайских экономических реформ. Так, западные исследования 1980-1990-х гг. стали рассматривать систему социальных преобразований в двух аспектах: в контексте преобразования государственных предприятий и реформирования пенсионного страхования и в области внедрения системы медицинского страхования в деревне. Можно отметить статью британского политолога, специализирующегося на Китае, Г. Уайта о форме социального обеспечения в Китае , а также социолога из Гонконга Дж. Люна о реформах социального обеспечения в Китае. С 2000-х гг. в связи с активными социальными преобразованиями в КНР, количество зарубежных публикаций по этой теме растет. Также отметим монографию американского исследователя М. Фрейзера о пенсионной реформе КНР, в которой анализируются сильные и слабые стороны реформирования пенсионной системы Китая. Из последних работ следует отметить труд известного китайского ученого-экономиста Ху Аньгана, который исследует вопросы построения общества сяокан в современном Китае. В конце 2011 г. он опубликовал серьезную футурологическую работу «Китай к 2030 г. На пути к всеобщему процветанию», в которой дал прогноз о вероятности достижении общества всеобщего благоденствия. Книга в сокращенном виде была переведена на русский язык и опубликована Институтом Дальнего Востока РАН . Российские исследователи также первоначально рассматривали социальную политику КНР исключительно в контексте экономических реформ. Так, в монографии 1998 г. «Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина» В.Я. Портяков останавливается на вопросах пенсионного реформирования в контексте общего реформирования китайских предприятий в 1980-е гг. Автор указывает на низкие возможности китайских предприятий до середины 1980-х гг. формировать полноценные пенсионные накопления работникам. В 2000-х гг. вышло большое количество работ, посвященных сравнению различных социальных аспектов Китая и России. Например, коллективная монография Института социологии РАН «Социальная политика в России и Китае» , в которой раскрыты механизмы преобразования системы социальных гарантий в Китае под влиянием внешних и внутренних условий. Полезной для написания работы оказалась статья Л.В. Забровской , в которой подробно рассматривается становление системы социального обеспечения в КНР в 1950-х гг., а также ее реформирование в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Также в работе выделяются исторические этапы становления и развития системы социального обеспечения в Китае. Среди общих работ следует выделить учебное пособие «Социально-политическая система КНР», где подробно рассмотрена система социальной стратификации китайского общества, показаны социальные различия между городом и деревней, а также попытки их уменьшения путем социальной политики руководства КНР. Научный труд специалистов по социальной работе из Бурятии профессора Т.С. Базаровой и Д.Р. Дамбаева показывает общую структуру системы социальной защиты КНР, которая сложилась в 2000-х гг. А исследователь Л. Юньцзянь подробно характеризует все четыре уровня социального обеспечения в Китае. Следует отметить работу известного синолога, экономиста и демографа А.В. Островского, в которой он показывает особенности создания общества сяокан в регионах Китая в 2000-х гг. В статье В.В. Чуванковой , в которой рассматривается роль малого и среднего бизнеса в Китае в построении общества сяокан. Среди актуальных вопросов исследования среднезажиточного общества в КНР можно отметить его трансформацию в связи с развитием пандемии и эпидемией болезни COVID-19. Объект исследования - построение среднезажиточного общества в Китайской Народной Республике. Предмет исследования - система социальных гарантий как необходимое условие построения среднезажиточного общества в Китае. Цель работы - оценить роль и место социальных гарантий в системе построения среднезажиточного общества в КНР. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи: 1) рассмотреть формирование концепции среднезажиточного общества как составной части политики модернизации и развития Китая; 2) раскрыть опыт формирования и развития системы социальных гарантий в Китае; 3) показать особенности и структуру системы социального обеспечения в КНР; 4) оценить вклад системы социальных гарантий КНР в реализацию концепции сяокан; 5) раскрыть влияние пандемии COVID-19 на развитие системы социальных гарантий и социальное обеспечение в Китае; 6) оценить перспективы развития среднезажиточного общества в КНР и достижения социальных показателей развитого государства. При написании работы использовались разные группы научных источников. Основу исследования составили нормативно-правовые акты правительства КНР, которые были приняты по различным вопросам социальной политики населения. Среди них решения Государственного совета КНР о создании и совершенствовании системы пенсионного обеспечения в стране для разных групп граждан, о создании системы медицинского страхования, положение КНР о страховании труда, об определении прожиточного минимума и другие вопросы. Также к документальным источникам следует отнести разнообразные отчеты Правительства КНР о социально-экономическом развитии страны в целом и ее отдельных составляющих. Прежде всего, особую ценность представляет рабочий доклад Ху Цзиньтао XVIII съезду КПК, в котором была поставлена цель построения среднезажиточного общества в КНР, а также Си Цзиньпина XIX съезду КПК, в котором были обозначены основные достижения Китая в реализации этой цели. Также в качестве источника была использована речь Си Цзиньпина на пленарном заседании четвертой сессии ВСНП 12 созыва в 2016 г., в которой китайский лидер обнародовал четыре ключевых аспекта построения общества сяокан. Важным источником стали документы Международной организации труда (МОТ). Рекомендация МОТ «О минимальных уровнях социальной защиты», принятая в 2012 г., и «Всемирный доклад о социальной защите 2014-2015 гг.» позволили сравнить уровень социальных гарантий КНР с международными стандартами и уровнем других стран. Доклад МОТ «Перспективы социального обеспечения Китая 2006 г.» подвел итоги и дал оценку преобразованиям КНР в области предоставления социальных гарантий 1990-х - начала 2000-х гг. Для задач, раскрываемых в 3 главе работы, были использованы материалы и данные Всемирной организации здравоохранения, в которых давалась оценка масштабам эпидемии COVID-19 в Китае, а также социальным медицинским гарантиям КНР в условиях пандемии . К группе статистических источников относятся ежегодные статистические справочники Китая: Статистический ежегодник Китая-2021 и Статистический справочник Китая - 2020, в которых отражены основные аспекты социально-экономического развития страны. Также привлекались информационные материалы китайских СМИ, прежде всего правительственного издания «Жэньминь жибао», информационного агентства «Синьхуа», старейшей газеты Китая «Гуанмин жибао». Методология исследования. При написании данной работы были использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования. Достижение среднезажиточного общества в КНР рассматривалось в рамках комплексного подхода как совокупность внутренних политических, экономических и социальных процессов. Сравнительный метод использовался при сопоставлении социального развития общества Китая по сравнению с развитыми и развивающимися странами. Система социальных гарантий КНР рассматривалась в рамках системного подхода - как результат взаимодействия правительства, КПК, малого и среднего бизнеса и общества. К специальным методам исследования можно отнести историко-генетический метод, который позволил рассматривать процесс становления социальных гарантий в динамике развития, от его зарождения в Китае в 1950-х гг. до современного состояния. Метод контент-анализа использовался для оценки высказываний политического лидера КНР Си Цзиньпина о построении общества сяокан в период 2012-2021 гг. С помощью контент-анализа было показано, как концепция сяокан трансформируется из общей политической идеи и цели для будущего КНР в начале 2010-х гг., в конкретное, структурированное направление развития страны в конце 2010-х - начале 2020-х гг. Научная новизна исследования определяется тем, что в работе показано значение системы социальных гарантий в ликвидации бедности в Китае в 2010-х гг., что стало важным шагом для построения среднезажиточного общества. Дана оценка последствий пандемии COVID-19 для развития социальных государственных гарантий в Китае, а также дан прогноз достижения показателей социального развития КНР к 2030 г. с учетом текущей ситуации. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.