ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты процесса ознакомления младших дошкольников с предметным миром как средством обогащения словарного запаса 6 1.1. Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста 6 1.2. Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ 10 1.3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду 20 1.4. Игры и упражнения, применяемые для развития словаря 21 1.4.1 Дидактические игры 21 1.4.2 Сюжетно-ролевые игры 24 1.4.3 Лексические упражнения 25 Выводы по главе 1 27 ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО –ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ 29 2.1 Констатирующее эмпирическое исследование 29 2.2. Изучение содержания работы по формированию словаря у детей 3-4 лет в МБДОУ детский сад № 17 г. Лысково Нижегородской области 35 2.3. Результаты контрольного эксперимента 40 Выводы по главе 2 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46 ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Процесс ознакомления с предметным миром как инструмент развития словарного запаса у детей младшего возраста 3-4 лет»

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
56% уникальность
2022 год
34 просмотров
Фалалеев А.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты процесса ознакомления младших дошкольников с предметным миром как средством обогащения словарного запаса 6 1.1. Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста 6 1.2. Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ 10 1.3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду 20 1.4. Игры и упражнения, применяемые для развития словаря 21 1.4.1 Дидактические игры 21 1.4.2 Сюжетно-ролевые игры 24 1.4.3 Лексические упражнения 25 Выводы по главе 1 27 ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО –ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ 29 2.1 Констатирующее эмпирическое исследование 29 2.2. Изучение содержания работы по формированию словаря у детей 3-4 лет в МБДОУ детский сад № 17 г. Лысково Нижегородской области 35 2.3. Результаты контрольного эксперимента 40 Выводы по главе 2 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46 ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Читать дальше
Актуальность исследования. Функция речи остается очень важной их психических функций личности, поскольку процесс речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности человека, формируются способности понятийного мышления. Именно поэтому считается что хорошая речь является важным условием полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Языковая функция одна из первостепенных в жизни взрослой личности, она же является необходимым условием ее жизнедеятельности и является важным инструментом процесса обучения и воспитания ребенка 3-4 лет. Кроме этого большое значение для развития дошкольника данного возраста имеет окружающий предметный мир, который является близким ему с момента рождения и окружает всю следующую жизнь. Благодаря ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью, происходит и расширение кругозора ребенка, и одновременно пополнение активного словаря. Активный словарь ребенка данного возраста нуждается не только в количественном росте слов, но и в качественном его улучшении (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Кроме этого главная задача словарной работы становится пополнение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое окружение ребенка групп слов одной тематики, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.


Ищешь написание курсовых работ на заказ ? Сервис Work5.


. Стоит помнить, что дошкольный возраст является периодом, когда ребенок приобретает более полные представления об окружающем предметном мире. На основе чего у ребенка возникает определенное отношение к людям, к деятельности. Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идет и расширение словаря. Систематическое знакомство детей дошкольного возраста с предметным миром создает благоприятные условия для накопления некоторого количества конкретных знаний. Данная работа позволяет к более старшему дошкольному возрасту развивать обобщенные представления об окружающем мире. Таким образом, знакомство с предметным окружающим миром имеет большое значение для интеллектуального развития и формирования словарного запаса. Анализ исследований Е.М.Струниной позволяет сказать, что в процессе знакомства с предметным миром развитие словаря происходит стихийно и специально организовано. При этом, специально организованные условия позволяют не просто количественно развивать словарь, но и качественно обогащать его. [18] Исследования О. Дыбиной, И.В. Колосовой, И. Молевой, В.А. Петровского и др. посвящены вопросам организации речевой развивающей среды и обогащению активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром. Можно сделать вывод об актуальности избранной темы исследования «Процесс ознакомления с предметным миром как инструмент развития словарного запаса у детей младшего возраста 3-4 лет». Проблема исследования: каковы педагогические условия обогащения активного словаря у младших дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром? Цель исследования: теоретически и практически обосновать комплекс педагогических мероприятий по развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Объект исследования: процесс развития словарного запаса у младших дошкольников 3-4 лет. Предмет исследования: педагогические условия развития словарного запаса у младших дошкольников 3-4 лет в процессе ознакомления с предметным миром. Гипотеза исследования: эффективности развития словарного запаса у младших дошкольников 3-4 лет в процессе ознакомления с предметным миром будут способствовать следующие педагогические условия: создание развивающей среды, способствующей обогащению словаря; ознакомление с предметным миром способствует развитию словарного запаса у младших дошкольников; профессиональная компетентность педагога в вопросах речевого развития младших дошкольников; взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Задачи исследования: 1. Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме. 2. Теоретически обосновать проблему развития словарного запаса дошкольников посредством ознакомления с предметным миром. 3. Выявить уровень развития словарного запаса дошкольников 3-4 лет. 4. Разработать и внедрить комплекс мероприятий с ознакомлением предметного мира, направленный на формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. 5. Проверить эффективность комплекса мероприятий с ознакомлением предметного мира, направленный на формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Методы исследования: Изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы; наблюдение за деятельностью детей, индивидуальная беседа; проведение эксперимента из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного; анализ продуктов деятельности младших дошкольников. Экспериментальная база: Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 17 г. Лысково Нижегородской области. В опытном исследовании приняли участие 40 детей, 2 группы младших дошкольников. Практическая значимость: разработанный комплекс мероприятий с ознакомлением предметного мира может быть использован в работе педагогами дошкольных образовательных учреждений. Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Данная исследовательская работа была написана с целью решения следующих задач: 1. Выяснить теоретическую степень изученности этой проблемы предметного мира, а также проблемы насыщения новыми словами активного словаря у младших дошкольников, которые описаны в научных трудах педагогов и психологов, изучающих эти проблемы. 2. Требуется доказательные возможности при знакомстве дошкольников с окружающим предметным миром в контексте обогащения лексического словаря у детей младшего дошкольного возраста. 3. Необходимость определиться и теоретически подготовиться к обоснованию выбора и апробировать созданные психолого-педагогические условия обогащения лексического словаря у младших дошкольников детского сада в процессе знакомства с окружающим предметным миром. 4. Проанализировать процесс изменения в мониторинге при исследовании в дошкольном образовательном учреждении развития словаря воспитанников младшего дошкольного возраста. В теоретической части работы анализ научной и методической литературы показал, что проблема развития речи и объема словаря детей на ранних этапах онтогенеза является довольно актуальной, не только для дошкольных работников, но также и для родителей этих детей, поскольку от степени сформированности словаря, да и речи в целом, во многом зависит успешность интеллектуального развития маленького ребенка. Исследования, проведённые несколькими учеными М.В. Максимовой, В.И. Логиновой, Е.М. Струниной, Г.Н. Бавыкиной, А.А. Смагой могут обосновать, что у дошкольников с обширным запасом слов в словаре и высоким уровнем развития речевой деятельности дети довольно успешно преодолевают трудности, приобретают навыки чтения и письма. По этой причине уровень готовности к школе и обучению там является развитая степень лексического развития дошкольников. Исследователи детского словаря в научной среде делают отметки, что в речи младших дошкольников в коммуникации преобладают названия конкретных предметов. Такое положение дел помогает выделить знакомство с окружающим предметным миром как очень эффективное и довольно универсальное средство развития словаря дошкольника. Детский ученый Д.Б. Эльконин доказал, что актуальный уровень речевого развития дошкольника взаимодействует с умственным и интеллектуальным, так и с эмоционально-личностным развитием дошкольника. Таким образом стоит отметить, что речевое развитие ребенка младшего дошкольного возраста представляется как активное обогащение словарного запаса в лексиконе ребенка. В практической части исследования результаты констатирующего этапа позволили дать характеристику степени развития словаря дошкольников. Большая часть детей выявила средний уровень развития словаря, а почти третья часть группы (31,5%) детей обнаружили низкий уровень развития словаря в активном лексиконе. Данное обследование детского словаря в группе детского сада выявило, что они достаточно легко соотносят слово с определенным классом предметов, владеют операцией классификации, однако затрудняются в выборе обобщающих слов, неточно употребляют ряд слов природоведческого содержания. При объяснении их значений они обращают внимание на несущественные признаки. Дети затрудняются в использовании слов в связной речи. В процессе экспериментального исследования выявлено, что точность употребления детьми лексики зависит от их сенсорного опыта, от умений выделять существенные признаки предметов. По итогам теоретической и практической частей исследования можно сделать такие выводы - окружающая мир, выраженный в предметной действительности, отражает педагогическую содержательность, также является средством успешного обогащения словаря младших дошкольников. Стоит отметить роль предметного мира в интеллектуальном развитии дошкольников. Он окружает ребенка показывая многообразие форм, красок, звуков, он же является насыщенным источником развития словаря маленького ребенка и его эстетически-культурных переживаний. Работая с величиной предмета, его формой, цветом и т.д. дошкольник имеет возможность правильно воспринимать действительность, при наличии в его словаре соответствующих названий и представлений о предмете. Также при работе воспитателей в ДОО есть необходимость определять коммуникативную целесообразность используемых ребенком слов. В практической части экспериментального исследования для увеличения объема и качества словаря целесообразно использовать: - развивающую предметную среду детского сада; - беседы, чтение художественных произведений об окружающем предметном мире; - дидактические игры по выбранным темам; - игры и упражнения, направленные на классификации предметов, объектов, явлений природы и др.; - формирование умения абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов; - классификацию и сравнение предметов в речевой деятельности; - закрепление обобщающих наименований; понимание и подбор антонимов и синонимов к словам разных частей речи; - учебные задания на использование усвоенных слов в связных высказываниях в речи и коммуникации. Все перечисленные способы и приёмы помогают успешному наполнению словарного запаса, так как дети младшего дошкольного возраста довольно эмоционально воспринимают окружающий предметный мир. Данное направление исследования проблемы может быть направлено на развитие связной речи ребенка в более старшем возрасте.
Читать дальше
1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2019.- 448 с. 2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. 3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Юрайт, 2021. - 258 с. 4. Венгер, А. Л. Клиническая психология развития : учебник и практикум для вузов / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 312 с. 5. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 336 с. 6. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Конспекты занятий. ФГОС. М.: Мозайка-синтез, 2022. - 136 с. 7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного Д38 образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. — 352 с. 8. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца // Электрон. б-ки. 2021. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112- 92. (10.04.2022) 9. Максаков, А.И. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом: пособие для педагогов дошкол. учреждений / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2015 – 173с. 10. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2016. - 160 с. 11. Новоселова, С.Л. Система "Модуль-игра": Новая развивающая предм.-игровая среда для дошкольников и пед. технология ее использования. / С. Л. Новоселова; Рос. акад. естеств. наук (отд-ние дошк. образования и дет. творчества) [и др.]. - М.: Общерос. обществ. фонд "Социал. развитие России", 2019. - 40 с. 12. Общение детей развитие детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной; На-уч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 2015. - 208. с. 13. Полякова, М. Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды: методические рекомендации для дошкольных работников / М. Н. Полякова; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. - 83 с. 14. Приобщение к миру взрослых: / Под ред. О. В. Дыбиной. - Москва: ТЦ Сфера, 2018. - 128 с. 15. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 161 с. 16. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей:/ А. П. Усова ; Под ред. [и с вступ. статьей] А. В. Запорожца. - Москва : Просвещение, 2016. - 96 с. 17. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – 3-е изд., дополн. (Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 272с. 18. Ушакова, О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 288 с. 19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата доступа 10.04.2022г) 20. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений /сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. –М.: Академия, 2021. – 235с 21. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2017 — 240 с. 22. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2017. - 383с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Категория времени в английском языке: лингвистический и методический аспекты
Количество страниц:
40
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Английский
дипломная работа
Форензик-экспертиза в современных российских компаниях
Количество страниц:
80
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Организация и управление коммерческой деятельностью в розничной торговле
Количество страниц:
34
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image