Введение……………………………………………………………………….….3 1. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина……........6 1.1. Понятие музейной педагогики……………………………………….........6 1.2. Музейная педагогика как средство воспитания обучающихся………...10 2. Развитие познавательных УУД посредством музейной педагогики……....15 2.1. Познавательные универсальные учебные действия и их влияние на формирование личности школьника…………………………………………15 2.2. Использование средств музейной педагогики в образовательном процессе школьной организации с целью формирования УУД……………18 2.3 Актуальность применения средств музейной педагогики в образовательном процессе школьной организации………………………….21 Заключение…………………………………………………………………….…27 Список литературы………………………………………………………………30

Развитие познавательных ууд посредством музейной педагогики

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
51% уникальность
2022 год
31 просмотров
Прудникова А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………….….3 1. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина……........6 1.1. Понятие музейной педагогики……………………………………….........6 1.2. Музейная педагогика как средство воспитания обучающихся………...10 2. Развитие познавательных УУД посредством музейной педагогики……....15 2.1. Познавательные универсальные учебные действия и их влияние на формирование личности школьника…………………………………………15 2.2. Использование средств музейной педагогики в образовательном процессе школьной организации с целью формирования УУД……………18 2.3 Актуальность применения средств музейной педагогики в образовательном процессе школьной организации………………………….21 Заключение…………………………………………………………………….…27 Список литературы………………………………………………………………30
Читать дальше
В настоящее время все чаще говорят о том, что традиционный подход к обучению уже не актуален, что обучающиеся способны только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в жизни они не могут. Ученик «как бы» усваивает знания, заучивает основные законы, но сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Ученики не умеют интегрировать знания, а также не могут применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях. Психолого-педагогические исследования показывают именно то, что формирование личности ученика и продвижение в его развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в функционировании его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Образовательная деятельность должна становиться «проблемной», то есть содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать данное образование надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже становится творческой деятельностью, в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Актуальность данной работы обуславливается тем, что достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (далее – УУД), овладение которыми дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по туризму. Вы находитесь на нужном сайте! У нас работают настоящие мастера по написанию курсовых работ.


. Развивая познавательные универсальные учебные действия школьников необходимо, чтобы это проходило параллельно с приобщением ребенка к общечеловеческим ценностям, накопленным и хранимым в мировой культуре. Для этого необходимо, что бы школьник соприкасался с культурно-историческим пространством. Особая роль в этом принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Он выводит школьника за границы социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека. Музейная педагогика — это своеобразный мост, который находится между музеем и современными обучающимися. Именно она отвечает за поиск эффективных форм общения и развитие творческих способностей личности. Поэтому перед ней стоят важные цели и задачи. Реализация возможностей музейной педагогики как междисциплинарной области научного знания рассматривалось А.В. Бакушинским, А.Г. Бойко, Е.Г. Вансловой, М.А. Волчковой, Н.А. Кульчинской, Н.Г. Макаровой, Б.А. Столяровым, Н.Ф. Федоровым, М.Ю. Юхневич и другими. Образовательная сущность музея теоретически обоснована Н.Ф. Федоровым, Е.Н. Медынским, М.В. Новорусским и другими. Широкое применение с материалами музея получили такие формы, как экскурсии, поисковая, исследовательская работа учеников. Преимуществом данных форм является развитие у обучающихся творчества, инициативы, самостоятельности, самореализации. Цель работы: определить эффективность музейной педагогики в формировании познавательных УУД школьников. Исходя из цели работы можно выделить следующие задачи: 1. дать определение термину музейная педагогика; 2. понять, как влияет музейная педагогика на воспитание обучающихся; 3. определить влияние познавательных универсальных учебных действий на формирование личности школьника; 4. определить актуальность применения средств музейной педагогики в образовательном процессе школьной организации. Объект курсовой работы: образовательный процесс учеников средних и старших классов. Предмет курсовой работы: процесс формирования познавательных УУД у школьников посредством использования музейной педагогики. Методы исследования: теоретические, а именно анализ психологопедагогической и методической литературы по теме исследования. В первой главе «Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина» раскрыта сущность познавательных универсальных учебных действий, технологии их формирования. Рассмотрено понятие музейной педагогики и ее места в развитии познавательных УУД детей школьного возраста. Во второй главе «Развитие познавательных УУД посредством музейной педагогики» представлено влияние музейной педагогики на развитие познавательных универсальных учебных действий. В заключении подведены итоги работы, сформулированы выводы. Список литературы включает 36 наименований.

Читать дальше
Необходимость улучшения образования предполагает подготовку творчески мыслящих и действующих людей, обладающих общекультурной компетентностью. Проблема развития общекультурной компетентности многогранна: поставленная перед педагогической наукой проблема поиска образовательных технологий адекватных основам культуры не предполагает одного решения. Можно рассматривать музей в образовательном процессе как источник культурных ценностей, как средство развития общекультурной компетентности. Отдавая себе отчет в том, что проблема развития общекультурной компетентности – сложный, многофакторный процесс, и средства музейной педагогики далеко не единственные в нем. Многие ученые обосновывают образовательную сущность музея, определяют музейную педагогику как специфическую область исследования, имеющую свой объект и предмет, задачи и категории. В данной работе представлен краткий исторический обзор направлений развития этой науки с момента возникновения и до наших дней, а также выявлены задачи музейного педагога в процессе образования и воспитания, развитии общекультурной компетентности детей 5-11 классов. Музей рассматривается как педагогическая система, с помощью которой развиваются познавательные УУД у обучающихся. С помощью музейной педагогики у обучающихся развиваются следующие познавательные УУД: 1. умение ставить перед собой цели и проектировать пути их достижения; 2. умение сопоставлять и анализировать; 3. умение находить применение своим знаниям; 4. умение и готовность обучаться; 5. умение добиваться целей речевыми средствами; 6. умение презентовать себя и результаты своего труда. Также музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, который основан на интересе детей к исследовательской деятельности, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах. В ходе реализации образовательного процесса с помощью использования средств музейной педагогики у обучающихся формируется навык самостоятельной постановки цели и задач к ней, что соответствует развитию познавательных УУД. При осуществлении поисковой деятельности с помощью памяток и алгоритмов работы с архивными документами обучающиеся 5-11 классов учатся применять универсальные методы поисковой деятельности и анализа к документам разного типа, что позволяет сформировать регулятивное УУД, применение которого возможно как в рамках предметов гуманитарного цикла, так и при изучении точных и естественных наук. Данное УУД позволяет ученикам легко выделять общие характерные признаки документа, предмета, понятия как при работе с материалами музея, так и при работе в рамках урока. Из данной работы следует, что теоретическая база музейной педагогики находится в наши дни в стадии формирования, причем не только в отечественном музееведении, которое относительно недавно оперирует ее категориями, но и Германии. Путь становления музейной педагогики в качестве научной дисциплины далек от завершения, формулировка основных вопросов теории оказалась на уровне эмпирических рассуждений, должного внимания не уделялось понятийному аппарату. Практической потребностью остается объективное познание закономерностей ее развития, интердисциплинарных связей, формирование научного аппарата. Очевидно, решать эти проблемы в нашей стране предстоит созданным в начале 1990-х годов научно- практическим центрам музейной педагогики. Таким образом, музейная педагогика в школах накапливает огромный потенциал, реализуемый в образовательной модели, ценностями которой являются: сохранение и удержание культурных традиций; умственное развитие обучающихся в процессе активного и сознательного усвоения знаний основ наук и их практического применения; формирование представлений о целостной картине мира. В ходе работы была достигнута цель, а именно определена высокая эффективность музейной педагогики в формировании познавательных универсальных учебных действий школьников, а также решены все поставленные задачи: 1. дано определение термину музейная педагогика; 2. определено влияние музейной педагогика на воспитание обучающихся; 3. определено влияние познавательных универсальных учебных действий на формирование личности школьника; 4. определена актуальность применения средств музейной педагогики в образовательном процессе школьной организации.
Читать дальше
1. Бордовский Г. А., Радионова Н. Ф., Козырев В. А. Инновации в системе высшего педагогического образования: состояние и перспективы//Инновации в российском образовании. Высшее проф. Образование.-М.:Изд-во МГУП, 1999. с.26-38. 2. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика.//Воспитание школьников, №5, 2000г.с. 27-42. 3. Ворожцова И. Б. Культурологическая основа личностно-позиционнодеятельностной модели обучения.Ижевск.: Изд. Дом "Удм. Ун-т. 2000.49с. 4. Гнедовский М. Б. Музей в системе непрерывного образования.//"Музейное дело и охрана памятников". Вып.1. Экспрессинформация. Инд.64920.М.1990.с11-19. 5. Грусман В. М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев. Дисс….канд. пед. наук. СПб. 2001. 190с. 6. Зеленко А.У. Школьные музеи.//Сб. "Для народного учителя." №20. М. 1908. 42с. 7. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. /Редакторсоставитель В. П. Шестаков. М.:Искусство,1969. 272с. 8. Каган М. С. Музей в системе культуры.//Вопросы искусствознания. №4. 1994. С.16-31. 9. Карцев М.И.. Психологические аспекты совершенствования музейной экспозиции//Сб."Научное проектирование экспозиции". М. 1981. С.34-46. 10. Кершенштейнер Г. Трудовая школа / пер. с нем. В.А. Кошевич. М.: тип. т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1910. 11с. 11. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (Анализ зарубежного опыта.) Рига.: Педагогический центр "Эксперимент, 1998г.-176с. 12. Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе.//Серия педагогика и психология. №6,1989.51с. 13. Короткова М.В. Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования XXI века // Наука и школа. – 2016. – №2. – с. 151-179. 14. Крылова Н. Б. Введение в круг культурологических проблем образования//Новые ценности образования. Вып.4.М.,1996. С.132-152. 15. Медведева Е.Б. Музейная педагогика Германии в прошлом и настоящем // Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией / сост. М.Ю. Юхневич. М.: Российский институт культурологии, 1997. – с. 45-64. 16. Медведева Е. Б. Становление музейной педагогики в Германии и России. Дис….канд. ист. наук.:М,1999. 193с. 17. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учеб. Пособие. М.: Центр гуманитарной литературы "РОН", 2002. 48с. 18. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Столяров Б.А., Бойко А.Г., Сечин А.Г. СПб. : Гос. Рус. музей, 2008. 48 с. 19. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ЭГВЕС, 2013. 151с. 20. Новорусский М. В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. Сост. Н. Н. Бахтин и др. М.1911.38с. 21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./под ред. Е. С. Полат. М.:Изд. Центр "Академия",1999г.-224с. 22. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 369с. 23. Организация работ над музейной экспозицией. Метод. указания. Н.- Новгород: Изд-во ННГУ, 1986. 28с. 24. Отчет о НИР по проекту "Психолого-педагогическое обоснование системности требований к общей и профессиональной культуре человека в государственных образовательных стандартах нового поколения и характере количественной и качественной оценки этих требований" целевой комплексной программы "Госстандарт в системе непрерывного образования" подпрограммы федеральной программы "Развитие образования в России". Рук. Г. А. Бордовский, науч. рук. Н. Ф. Радионова. СПб.1999г.87с. 25. Петров А. А. Общекультурная компетенция учителя и ее влияние на успешность педагогической деятельности. Дисс…канд. пед. наук.: Пенза, 1999г.-180с. 26. Поморцева Н. В. Педагогические условия формирования культурологической компетенции учащихся в системе интегрированного обучения. Автореф. дис….канд. пед. наук.:Шуя. 2002. 24с. 27. Разгон А. М. Музееведение, программа курса. М.:Высшая школа, 1988.16с. 28. Расширение образовательного пространства. //Образовательные программы/Под ред. Лебедева О. Е. СПб.1999.с50-60. 29. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.932с. 30. Соколова М. В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: Дис….канд. пед. наук. Ярославль.:2000.170с. 31. Столяров Б. А. , Бойко А. Г.Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. СПб. 1995.37с. 32. Столяров Б. А. Музейная педагогика - история и современность //Народное образование, №5, 2001. с.177-182. 33. Троянская С.Л. Методические рекомендации по развитию общекультурной компетентности студентов. Ижевск/УдГУ, 2003.-28с. 119 34. Федоров Н. В. Музей, его смысл и назначение. Сочинения./ Общ.А. В. Гулыга.М.:Мысль.1982. – с 575-606. 35. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2009. 78с. 36. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие. / М-во культуры РФ; Рос. ин-т культурологии. М., 2001. – с.13-34.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

Курсовая работа
Уголовная ответственность за клевету
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
Реферат
роль личности в истории мао цзэдун
Количество страниц:
13
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
1/4

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image
Используем cookie и сервисы веб-аналитики
Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики
Принять