Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы созависимости детско-родительских отношений 6 1.1. Историография проблемы исследования созависимости детско- родительских отношений: социовозрастной аспект: основные подходы 6 1.2. Теоретические парадигмы изучения предмета исследования 11 Глава 2. Методические основания анализа проблемы созависимости детско-родительских отношений: социовозрастной аспект 19 2.1. Обзор экспериментальных методов исследования 19 2.2. Исследовательский дизайн и экспериментальный план исследования 19 2.3. Описание и анализ результатов созависимости детско-родительских отношений: социовозрастной аспект 20 Список литературы 31 Выводы 31 Заключение 34 Приложения 41

Анализ созависимости детско-родительских отношений: социовозрастной аспект

курсовая работа
Психология
40 страниц
79% уникальность
2022 год
5 просмотров
Куманова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы созависимости детско-родительских отношений 6 1.1. Историография проблемы исследования созависимости детско- родительских отношений: социовозрастной аспект: основные подходы 6 1.2. Теоретические парадигмы изучения предмета исследования 11 Глава 2. Методические основания анализа проблемы созависимости детско-родительских отношений: социовозрастной аспект 19 2.1. Обзор экспериментальных методов исследования 19 2.2. Исследовательский дизайн и экспериментальный план исследования 19 2.3. Описание и анализ результатов созависимости детско-родительских отношений: социовозрастной аспект 20 Список литературы 31 Выводы 31 Заключение 34 Приложения 41
Читать дальше
Актуальность исследования. Психолого-педагогические исследования не раз подтверждали тот факт, что семья является одним из важнейших факторов психического и личностного развития ребёнка. Не вызывает сомнения положение о том, что воспитание детей, а точнее, процесс их социализации, начинается не в школе и даже не в дошкольном учреждении, а в семье с первых месяцев жизни ребёнка. Ошибки и просчёты воспитания детей могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в различных отклонениях в развитии их личности. В обществе нет такого института, который мог бы заменить семью, её функции. В современном мире все больше растет осмысление семьи как ячейки общества, которая определяет не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего социального общества. Первое взаимодействие в жизни ребенка происходит с родителями. Этот опыт закрепляется и в дальнейшем составляет определенные модели поведения в обществе, которые передаются из поколения в поколение. Имеющиеся психолого-педагогические исследования акцентируют внимание на позитивном влиянии родителей на развитие личности подростка.


Если вам потребовалось заказать презентацию цена на неё будет известна сразу после заполнения формы на сайте Work5.


Вместе с тем, что все чаще в семьях между подростками и родителями возникают конфликты, которые, в основном, не могут успешно разрешаться на основе взаимных компромиссов. Это довольно сильно влияет на уровень жизнедеятельности всех участников конфликта и на развитие личности ребенка. Родительство, как особая, общественно значимая деятельность, опосредствованная культурным опытом, нормами и традициями, имеет своей конечной целью успешную социализацию детей, то есть воспитание у них определенных личностных качеств и формирование норм социального поведения, необходимых и желательных для жизни в данном обществе, в данной культурной среде. Отношение к своему ребенку родители субъективно переживают как чувство ответственности за него и его благополучное развитие, нынешние и будущие достижения, определяя тем самым историю развития и содержание основных условий жизни ребенка. Чувство ответственности относится к категории высших нравственных чувств человека, связанных с переживанием им своего отношения к людям, обществу, самому себе и имеющих для него личностную значимость. Именно в этой личностной значимости чувств и кроется опасность их трансформаций, искажений и нарушения функциональности. Чувства могут утратить свой позитивный, созидательный потенциал, превратиться в препятствие на пути благополучного развития и становления человеческой личности. Над проблемой семейного воспитания работали многие ученые: Ю.П. Азаров, Ф.Я. Байков, Васильева, Е.В. В.Н. Гуров, Э.В. Каган, Т.А. Куликова, П.Ф. Лесгафт, А.Г. Харчев, Т.В. Шеляг и другие. По большому счету, ученные рассматривали отдельно влияние семьи на подростка либо возрастные особенности подросткового возраста, комплексным рассмотрением проблем семейного воспитания занимаются крайне мало исследователей, учитывая, что масштаб проблемы велик. Данная тема исследования рассматривалась в отчете по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков. Цель курсовой работы – рассмотреть созависимость детско-родительских отношений. Объектом исследования является детско-родительские отношения. Предметом исследования является социовозрастной аспект созависимости детско-родительских отношений. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования: 1. Изучить историографию проблемы исследования созависимости детско- родительских отношений: социовозрастной аспект: основные подходы. 2. Рассмотреть теоретические парадигмы изучения предмета исследования 3. Изучить методические основания анализа проблемы созависимости детско-родительских отношений: социовозрастной аспект. Гипотеза исследования: дисфункциональные детско-родительские отношения способствуют формированию созависимости, а также типа созависимой личности: - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком способствует формированию созависимой личности с комплексами мученичества и самоуничижения. - излишняя концентрация на ребенке способствует формированию созависимой личности с комплексом нарциссизма. - оптимальный эмоциональный контакт с ребенком не способствует формированию созависимости; комплексов созависимости. Эмпирическая база исследования: МБУ ДО Городской психолого-педагогический центр «Потенциал», г. Барнаул. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ, систематизация, статистический метод, синтез, моделирование. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
В заключение необходимо констатировать, что созависимое поведение может затрагивать все сферы человеческой жизни, влиять на всю совокупность отношений человека с окружающим миром и с самим собой. Предложенная теоретическая модель, описывающая один из возможных психологических механизмов влияния созависимых родительско-детских отношений на развитие аддикций у детей, указывает на необходимость квалифицированной психологической помощи и целенаправленной профилактической работы с родителями по осознанию ими истоков своей созависимости и ее роли как в построении родительско-детских отношений в целом, так и в формировании аддикций у детей. Личность ребенка постоянно развивается, также ребёнок развивает внутренние психические объекты близких людей, отношения с ними становятся более прочными и зрелыми. Ребёнок получает уверенность, что его хорошие отношения с близкими будут продолжаться, несмотря на недолгие разлуки или временные вспышки гнева. Это позволяет человеку развить самонаблюдение, самоанализ и самостоятельно давать адекватную оценку своим действиям. Нормальный процесс развития человека может нарушаться. На ранних стадиях это может привести к возникновению детских психозов. Основные их синдромы делятся на аутистические и симбиотические. Первые связаны с фиксацией на аутистической фазе развития, вторые возникают при трудностях преодоления процессов сепарации - индивидуации. Регрессия к соответствующим возрастным процессам наблюдается и в случаях пограничных и психотических расстройств у взрослых пациентов. Нарушения развития также сказываются на всей жизни людей, что наиболее ярко проявляется при созависимых отношениях. Теоретический анализ рассмотренных концепций позволил сформулировать три основных паттерна родительского отношения, которые носят дисфункциональний характер: 1) стойкая концентрация на ребенке, вмешательство в его внутренний мир с акцентом на потакающем стиле отношений; 2) дистанция в отношениях с ребенком. Часто выражается как эмоциональная отчужденность, низкий уровень контроля за ребенком и его воспитанием; 3) стойкая концентрация на ребенке с акцентом на жестком стиле воспитания. Установлено, что созависимость представляет собой сложное психологическое явление, которое одновременно включает внутрипсихическую и межличностную динамику. Созависимый человек склонен полностью посвящать свою жизнь другому человеку, при этом он может даже и не осознавать, что он потерял контроль над своей жизнью, и при этом пытается контролировать чужую. Созависимость имеет несколько компонентов: когнитивный (представлен содержанием мыслей и рефлексией личности); личностный (отношение к себе); эмоциональный (содержание переживаний и основное направление эмоциональных реакций); поведенческий (паттерны и стили поведения личности). Также приведены примеры возможных последствий деструктивных отношений в системе «родители-ребенок» на личностном уровне: отсутствие привычек преодоления жизненной трудности; чувство неуверенности в себе, недоверие к собственным способностям; замкнутость ребенка, неспособность сосредоточиться (на чем-то или на ком-то); старательность, которая объединяется с жадностью, злопамятством, жестокостью, недоверчивостью. Также был осуществлен теоретический анализ влияния родительского отношения на психологическое здоровье ребенка. Было выявлено, что созависимость в разных формах ее проявления провоцируется соответствующим родительским отношением и может рассматриваться как глубинная психологическая проблема. В теоретической части исследования подробно рассмотрена проблематика созависимости как типа личности, который предусматривает психологическую зависимость личности от значимого другого. Приведены интегральные характеристики созависимости, к которым принадлежат ощущение своей зависимости от людей, низкая самооценка, стремление дополнения со стороны партнера, а также подсознательное стремление завершения формирования определенных психологических конструктов, которые не имели возможности сформироваться в процессе взаимоотношений ребенка и родителей. Также в этом разделе была раскрыта проблематика становления созависимой личности и возможности ее самоактуализации, которая предусматривает довольно низкий уровень осуществления, поскольку самостоятельные процессы развиваются на уровне тех личностных ресурсов, которые мало выражены у людей созависимого типа. Эффективность психологической помощи созависимым достигается путем реализации комплекса мероприятий, среди которых важное место занимает групповая терапия. Преимуществом группы является наличие возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания. Чем выше уровень эмоциональной созависимости демонстрируют матери аддиктивных подростков, тем хуже у них развита способность опираться на себя, тем сильнее она ориентирована на поиск поддержки во внешней среде. Таким образом, задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза частично подтвердилась. В данной курсовой работе мы ставили цель рассмотреть созависимость детско-родительских отношений. В работе мы рассмотрели различные классификации типов родительского отношения.
Читать дальше
1. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы / Н.Н. Авдеева // Современная зарубежная психология. - 2017. – Т. 6. - № 2. - С. 7-14. 2. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / А. Адлер. - Киев: Port-Royal, 1997. - 288 с. 3. Адмакина Т.А. Роль социальной среды в формировании ценностей ребенка (на примере психолого-педагогической экспертизы) // Современные проблемы социальной психологии и социальной работы. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: СПбГУП.- 2019.- С. 41-42. 4. Артемцева, Н. Г. Феномен созависимости: психологический аспект. Монография / Артемцева Н. Г. – М.: РИО МГУДТ, 2012. – 222 с. 5. Бакеева О.А. Взаимосвязь склонности к созависимым отношениям и эмоциональной компетентности// Современный педагогический взгляд. 2018. № 10 (23). С. 3-9. 6. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби; пер. с англ. Н.Г. Григорьевой, Г.В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с. 7. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С Выготский. - М.: Смысл, 2005. - 1136 c. 8. Гагай В.В., Селезнева Е.И. Внешние и внутренние факторы созависимости женщин из неблагополучных семей / В.В. Гагай, Е.И. Селезнева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1(40). - С. 65-75. 9. Галимзянова М.В. Отношения в родительской семье и выбор партнера / М.В. Галимзянова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 12. - 2009. - Вып. 2. - Ч. 1. - С. 277-286 10. Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова Е.В. Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами / М.В. Галимзянова, П.М. Касьяник, Е.В. Романова // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. - 2017. - Т. 7. - Вып. 4. - С. 382–394 11. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е.В. Емельянова. - СПб.: Речь, 2010. - 360 с. 12. Иванова Е.Е., Сторожева Ю.А. Феномен отчужденности в детско-родительских отношениях / Е.Е. Иванова, Ю.А. Сторожева // Вестник университета. - М.: ГУУ, 2019. - № 9. - С. 190-195. 13. Кириленко И.Н., Овсяник С.Б. Исследование детско-родительских отношений в зарубежных научных школах: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология / И.Н. Кириленко, С.Б. Овсяник // Гуманизация образования. - 2018. - № 2. - С. 66-73. 14. Красненкова С.А., Маркова И.И. Социально-психологические характеристики восприятия родительского отношения наркозависимыми делинквентами молодежного возраста / С.А. Красненкова, И.И. Маркова // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 2(47). - С. 36-45. 15. Кукуляр А.М., Коленова А.С., Пеньков Д.В. Исследование специфики детско-родительских отношений у созависимых матерей с подростками, имеющими опыт употребления психоактивных веществ// The world of academia: Culture, Education.- 2018.- № 10.- С. 23-28. 16. Кучина Т.И., Черненко И.А. Детско-родительские отношения и созависимость личности старшеклассников / Т.И. Кучина, И.А. Черненко // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2018. - № 1. - С. 69-74. 17. Осинская С.А., Кравцова Н.А. Системная детерминация созависимости: некоторые подходы к объяснению феномена / С.А. Осинская, Н.А. Кравцова // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2016. - № 1. - С. 42-54. 18. Осинская С.А. Современные дефиниции созависимой личности// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 369-372. 19. Резвая Т.Н., Самсонов А.С., Куташова Л.А. Психологический анализ феномена созависимости / Т.Н. Резвая, А.С. Самсонов, Л.А. Куташова // Центральный научный вестник. - Воронеж. - 2017. - № 1. – Т. 2. - С. 26-34. 20. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с. 21. Серебрякова М.Е. Влияние размытых психологических границ на эффективность деятельности в созависимых отношениях / М.Е. Серебрякова // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медикобиологические науки. – 2018. - № 2(59). – С. 58-62. 22. Томе Х., Кэхэле Х. Современный психоанализ / Х. Томе, Х. Кэхэле. - Т.1. Теория. - М.: Изд. Группа Прогресс-Литера, 1996. - 576 с. 23. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. - М.: Эксмо, 2015. – 640 c. 24. Фромм Э. Кризис психоанализа / Э. Фромм. - СПб.: Академический проект, 2000. – 215 с. 25. Хачатурян С.Д., Худоконенко С.А. Эмоциональное отношение детей к родителям в семейных системах несовершеннолетних осужденных без лишения свободы / С.Д. Хачатурян, С.А. Худоконенко // Психология и право. - М.: МГППУ. - 2011. - № 3. - С. 1-19. 26. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ / К. Хорни. - М.: Прогресс - Универс, 1993. - С. 33-116. 27. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: методическое пособие / Э.Г. Эйдемиллер. - Москва & Санкт-Петербург "Фолиум", 1996. - 45 c. 28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 407 с. 29. Fenichel O. The psychoanalytic theory neurosis. New York: Norton.1945. – 728 p. 30. Kernberg O.F. Object relations theory and classical psychoanalysis. New York: Jason Aronson.1976. – 298 p.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Эффективность правового регулирования безопасности национальной экономики РФ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Агрессивное и суицидально поведение
Количество страниц:
25
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
Характеристика базовых учебных действий у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью
Количество страниц:
27
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Коррекционная педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image