Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития волевых качеств у старших дошкольников посредством игр с правилами 4
1.1. Понятие волевых качеств в научной литературе 4
1.2. Классификация игр с правилами 8
Глава 2. Методические основы развития волевых качеств у старших дошкольников посредством игр с правилами 13
2.1. Описание опыта работы развития волевых качеств у старших дошкольников посредством игр с правилами 13
2.2. Рекомендации педагогам по развитию волевых качеств у старших дошкольников посредством игр с правилами 19
Заключение 24
Список литературы 25
Читать дальше
Воля, как один из элементов сознания личности, не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связанно с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком навыков контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности, в какую - либо сложную форму деятельности. К ведущим волевым качествам, которые формируются в дошкольном возрасте, будут относиться инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость и организованность.
Лучше всего развивать волевые качества ребенка в ведущей деятельности, а именно игре. Конечно же, игровые мотивы остаются значимыми для детей на протяжении всего дошкольного детства, именно поэтому, в подвижной игре знания усваиваются наиболее успешно, а создание воображаемой ситуации облегчает выполнение требований взрослого. К тому же, в этом возрасте, ребенок адекватно начинает относиться к собственным достижениям и достижениям сверстников.
Потенциал игр с правилами в развитии волевых качеств заключается в том, что данный тип игры представляет собой активную и сознательную деятельность детей, для которой характерно оперативное и точное выполнение задач, которые обусловлены игровыми правилами. Педагогическая ценность игр с правилами заключается в том, что применение их в рамках образовательного процесса оказывает положительное воздействие на нравственность, волевые качества, ум, волю.
Читать дальше
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Национальное образование, 2016. – 368 с.
2. Вайнер, М.Э. Игры с правилами в непосредственной образовательной деятельности детей / М.Э. Вайнер // Дошкольное воспитание. 2018. №7. С.4–49.
3. Ильин, Е.П. Психология воли. / Е.П. Ильин - СПб: Издательство «Питер», 2019. – 120 с.
4. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий. – М., 2010. – 352 с
5. Калин, В.К. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. / В.К. Калин.– Симферополь, 2019. – 280 с.
6. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие. / под ред. Л. С. Волковой. – М. :Владос, 2008. – Кн.5. – 320 с.
7. Ляпунова, Н.Н. Использование игр в интегрированной деятельности в формировании волевых качеств / Н.Н.Ляпунова // Дошкольное воспитание. 2019. №5. С.2–54.
8. Мельникова, Л. В. О значении развития воли у ребенка. / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун. // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. - Ярославль; Тверь; Красногорск, 2018. – 130 с.
9. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. / В.С. Мухина - 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 456 с.
10. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. / Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. – М.: Онега, 2017. – 227 с.
11. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. / Д.В. Менджерицкая. –Москва. Просвещение, 2012. – 84 с.
12. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.–эксперимент. исслед. / П.И. Пидкасистый. – Москва : Педагогика, 2017. – 240 с.
13. Саголакова, Н. П. Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями / Н. П. Саголакова. – Чебоксары : Речь, 2018. -75 с.
14. Щербаков, А.И. Волевые процессы и свойства личности. / А.И. Щербаков.– М.: Наука, 2018. – 96 с.
15. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие. / Д.Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2017. – 384 с.
16. Якобсон, П. М. Воля. / П. М. Якобсен. – М., 2017. – 480 с.
Читать дальше