ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Раздел 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы……………………………………………………………...4
1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья: общая характеристика…………………………………………………………….……4
1.2 Понятие детской инвалидности и ее виды…………………………5
Раздел 2. Нормативно-правовые основы работы с детьми-инвалидами……………………………………………………………………..8
2.1 Законодательство в области социальной работы с детьми – инвалидами……………………………………………………………………..8
2.2 Социальная работа с детьми инвалидами за рубежом: правовое обоснование…………………………………………………………………….9
Раздел 3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в государственных учреждениях………………………………………………..11
3.1 Социальная адаптация как цель социальной политики…………..11
3.2 Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………13
Раздел 4. Деятельность негосударственных организаций по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья………………..16
4.1 Деятельность негосударственных организаций по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья………………………….16
4.2 Зарубежный опыт деятельности негосударственных организаций по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья…….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………23
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..25
Читать дальше
Непростые условия жизни в современном обществе часто становятся причиной развития социальных проблем и увеличения числа социально незащищенных граждан. Многие люди, оказавшись в затруднительной ситуации, не в состоянии сами справиться с проблемами психологического, социально-бытового характера. Особой технологией работы, направленной на решение данных проблем, является социальное сопровождение личности.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации социальное обеспечение и защита прав инвалидов являются одним из приоритетных направлений правовой политики государства. В соответствии с ней 1 января 2016 г. вступил в силу ФЗ N 419-ФЗ о порядке оказания помощи инвалидам в разных сферах жизни, устанавливающий порядок обеспечения их всеми видами социальных услуг. В нем закрепляется приверженность идее равенства прав и свобод всех членов общества и инклюзии в них инвалидов вне зависимости от состояния здоровья и их права на получение всех видов социальных услуг. Формирование условий их доступности для детей-инвалидов основывается на понимании того, что они могут и должны быть включены в современный социум и пользоваться его благами.
Теоретической основой исследования стали труды таких известных отечественных специалистов, как: Андреева О.А., Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н., Воронцова М.В., Коротенко Н.С., Морозова И.И. и других. Помимо работ перечисленных авторов, источниками данного исследования стали: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, действующие нормативно-правовые и правоприменительные акты Российской Федерации, а также комментарии к действующему законодательству.
Завершая рассмотрение социальной защиты детей-инвалидов, необходимо сделать следующие выводы:
1. В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов.
2. Нормативная правовая база в Российской Федерации в сфере социальной защиты детей-инвалидов постоянно развивается и трансформируется. Вместе с тем в современном российском обществе существует объективная потребность в совершенствовании правового регулирования социальной защиты инвалидов. Решение указанных вопросов в законодательстве позволило бы создать более благоприятные условия для жизни инвалидов, способствовало бы более широкому их вовлечению в трудовую деятельность, создало бы дополнительные правовые возможности и для повышения эффективности правового надзора в этой сфере.
4. Согласно международным стандартам социальное обслуживание инвалидов должно быть направлено на то, чтобы максимально возможно продлить проживание инвалидов в привычных домашних условиях и социальном окружении. Отечественные исследования показывают, что помещение человека в стационарное учреждение социального обслуживания во многих случаях влечет причинение ему психического и физического страдания. Поэтому необходимо создание правовой основы для сокращения стационарного социального обслуживания инвалидов и замены его качественным нестационарным социальным обслуживанием.
Особенность работы социальных служб – это постоянная борьба с самыми разнообразными и разноплановыми проблемами. Для того чтобы достойно справляться с теми или иными бедствиями, социальные службы должны оказывать помощь различного характера. Население любой страны, как правило, нуждается не только в материальной поддержке, но и в получении достоверных знаний в различных сферах. Социальные службы призваны оказывать гражданам и такую помощь. Сотрудники социальной службы патронируют семьи и отдельных граждан, нуждающихся в контроле и особенном внимании со стороны государства.
Читать дальше
1. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. // Международные акты о правах человека: Сб. док. – М., 1998.
2. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года // СПС Консультант Плюс
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. ст. 4398.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)// СПС консультант Плюс
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. N 49 (часть VI). ст. 6928.
6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. ст. 4563.
7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // СПС Консультант Плюс
8. О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов: Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 14. ст. 1098.
9. О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности: Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1156 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 14. Ст. 1097.
Специальная литература
10. Андреева О.А. Правовое обеспечение доступности услуг в сфере образования для детей-инвалидов // Социальное и пенсионное право. -2019. -N 1. –С. 13-29.
11. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. -М.: ТЕИС, 2021. – 233 с.
12. Воронцова М.В., Коротенко Н.С., Морозова И.И. Механизмы реабилитации граждан с ограниченными возможностями (региональный опыт): монография. -Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2021. – 289 с.
13. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. // М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. — М.: Зерцало, 2019. – 302 с.
14. Лебедева Е.П., Минина А.А., Перепадя С.М., Ризк О.А. О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" до 2025 года: проблемы законодательства и правоприменения // Социальное и пенсионное право. -2021. -№ 3. –С. 15-34.
15. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1./ Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. -М.: Институт социальной работы, 1997. - 364 с.
16. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2017. - №2. - С. 51-56.
17. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста/ Под .Ред. Е.М. Холстовой. -М.: Институт социальной работы, 1996. – 210 с.
18. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. -М.: Экспертное Бюро, 2018. – 304 с.
19. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. Пособие. -Казань: Казан.гос. технол. ун-т, 2020. – 374 с.
20. Явбатырова Б.Г., Махмудова Н. Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы // VII Международная студенческая электронная конференция "Студенческий научный форум". -2020. –№ 1. –С. 37-42.
Читать дальше