Таким образом, цели и задачи, поставленные в исследовании, были достигнуты и на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Если говорить о предпосылках серии массовых протестов в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока, то можно выделить следующие основные причины «арабской весны»: народное недовольство работой местных властей; внешнее финансирование протестных движений; проблема нарушений прав человека; коррупция; экономический спад, безработица; крайняя нищета; ряд демографических структурных факторов: высокая доля образованной, но недовольной молодежи в общей численности населения; неравномерное распределение богатства по стране: закрепление ресурсов в руках нескольких человек и т.д.
Примечательно, что социальные сети, используемые населением для распространения и координации информации, внесли существенный вклад в дальнейшее разжигание протестных настроений, на которые не смогли своевременно отреагировать государственные структуры и которые во многом способствовали успеху протестов.
«Арабская весна» — многоуровневое явление, последствия которого по-разному проявлялись в разных странах Ближнего Востока и Северной Африки: государства по-разному реагировали на вызовы, брошенные им их обществами, поэтому последствия явление имеет разные проявления в этих странах. Фактически для многих стран, охваченных восстаниями «арабской весны», этот период ознаменовался усилением нестабильности и репрессий — например, в ряде стран (Сирия, Ливия, Йемен, Ирак) где-то вспыхнула гражданская война, революционные изменения в политической Life (Египет, Тунис), где-то протесты остались без серьезных последствий (Саудовская Аравия, Джибути).
Внешняя линия ЕС по отношению к странам «арабской весны» была недостаточно развита для решения внутренних проблем государств и решения стоящих перед ними вызовов.
Партнерство во имя демократии и общего процветания» оказалось ограниченным в своих инструментах и влиянии по сравнению с НАТО, отсутствием военного измерения в политических шагах Евросоюза, а также жесткостью его действий, разногласиями в позициях европейских государств навстречу грядущим событиям и пути их преодоления определили политический провал Евросоюза, имевший последствия не только в странах Ближнего Востока и Северной Африки, но и в самих европейских государствах.
«Арабская весна» рассматривается как возможность и вызов для ЕС, поскольку события арабского пробуждения побудили к пересмотру политики в отношении региона. Безопасность, основанная на культурных и идеологических факторах, приняла новое важное направление в деятельности Европейского Союза, поскольку «арабская весна» сильно повлияла на понимание безопасности и вызовов, которые она ставит. Разделение политической элиты на традиционалистов и либералов, усугубленное миграционным кризисом, определяет изменение политической жизни в европейских странах, а значит, и во всем Евросоюзе.
Выход Великобритании из ЕС предполагает, что консервативный популизм может стать катализатором серьезных политических изменений, а последствия «арабской весны» проявились в большом притоке мигрантов, неубедительном финансировании и заметном арабском влиянии на государства, что привело к недовольству местного европейского населения, а также постепенная утрата Евросоюзом роли одного из важнейших семя демократических и либеральных ценностей станет серьезной проблемой для европейской политической элиты в условиях глубокого политического кризиса.
Все это указывает на необходимость пересмотра Евросоюзом своей внешней политики и используемых внешнеполитических инструментов.
Нестабильная ситуация в арабском мире может серьезно повлиять на международную безопасность. Результатом хаоса и гражданской войны на Ближнем Востоке может стать всемирная волна экстремизма и терроризма. Подобные тенденции уже можно услышать среди политической элиты ряда европейских стран. Президент Федерального ведомства по защите конституции Х. Фромм выразил обеспокоенность активизацией исламистских структур в Германии. Глава Европейского центра стратегической разведки и безопасности К. Монике заявил, что «арабская весна» подстегнула терроризм в Европе. В апреле 2013 г. Министерство иностранных дел Великобритании выступило с заявлением, в котором отмечалось, что сотни радикальных исламистов, воюющих сейчас в Мали и Сирии, скоро вернутся в Европу и организуют масштабные диверсионно-террористические акты. В одном из материалов глава службы разведки и безопасности Нидерландов Р. Бертоллет акцентировал внимание на участии граждан страны в боевых действиях в Сирии на стороне оппозиции, что представляет определенную опасность: при возвращении в свои родине, они могут стать потенциальными террористами. Эти заявления отнюдь не голословны, а подтверждаются конкретными цифрами.
Таким образом, прямым следствием революций на Ближнем Востоке и в Северной Африке стал рост агрессивных миграционных потоков беженцев в Европу, которые послужили важнейшим фактором распространения экстремизма и террористической угрозы на европейском континенте и сыграли серьезную роль в нанесении ударов по национальной и, соответственно, региональной безопасности.