ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОРИС БЕЖАР - НАИБОЛЕЕ ЯРКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАТОР БАЛЕТА СВОЕГО ВРЕМЕНИ 5
1.1. Морис Бежар – балетный реформатор XХ века 5
1.2. Роль постмодернизма в творчестве Мориса Бежара 12
ГЛАВА 2. ИСКУССТВО МОРИСА БЕЖАРА: ПРОГРЕССИВНЫЕ ИДЕИ И ТЕНДЕНЦИИ ХОРЕОГРАФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В. 16
2.1. Национальные танцевальные традиции в творчестве Мориса Бежара 16
2.2. Специфика хореографических размышлений М. Бежара 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Читать дальше
В настоящее время говорить о том, что классический балет сдает свои позиции, явно преждевременно. Наоборот, его по-прежнему характеризует элитарный статус. Настоящие ценители этого искусства вряд ли откажутся от академических постановок классических произведений, которые по-прежнему являются эталоном хореографического мастерства.
Но балет ищет новые формы, ведь жизнь меняется, танец меняется, и, соответственно, меняются формы самовыражения в хореографическом искусстве. Современный балет – это явный вызов прошлому, но это и шаг вперед, некая альтернатива застылым формам. Хореографы второй половины ХХ и XXI века часто балансируют на грани, ведь создать балетную постановку в авангардном ключе и не уйти в «попсу» –задача очень сложная. Поэтому современный балет отличается технической сложностью, зрелищностью и обязательно глубоким философским содержанием.
В США и Западной Европе часто можно увидеть балетные постановки на грани китча, когда на первый план выходит эпатаж, масштабные инсталляции и довольно откровенные костюмы актеров. На этом фоне современный российский балет отличается большей самобытностью и академичностью. И классический, и современный балет сегодня сосуществуют вместе, пересекаясь и отталкиваясь, впитывая выразительные возможности друг друга. В современном искусстве сохраняются традиции классической школы, и зарождаются новые. Балет становится более свободным.
Пока в мире будут появляться гениальные, фонтанирующие новыми интересными идеями хореографы, танцевальное искусство будет развиваться и обретать новые, не менее любопытные формы.
Когда-то еще в 1950 году молодой Морис Бежар – будущий гениальный постановщик – произнес слова, которые стали пророческими: «Танец – это искусство ХХ века». Тогда эти слова привели его друзей в полное смятение, ведь послевоенная хмурая разрушенная Европа никак не располагала к подобным прогнозам. Но он был убежден, что балетное искусство стоит на пороге нового невиданного взлета, и ждать этого оставалось совсем недолго, как и того успеха, что обрушился на самого Бежара.
Начиная с «Маленького пажа» (1946) и заканчивая последними спектаклями, Бежар постоянно создавал новый стиль танца, соединяя несоединимое: фольклорный танец и танец модерн, неоклассику и джаз, он экспериментировал с движением и исполнителями, он постоянно был в поиске, и можно сказать, что сегодня существует особый хореографический 12 стиль – стиль Бежара, не похожий ни на что, целиком и полностью авторский.
Вместе со своей труппой Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимали равное место. Он предложил принципиально новое решение ритмического и пространственно-временного оформления спектакля. Привнесение в хореографию элементов драматической игры обуславливало яркий динамизм его синтетического театра.
Читать дальше
1. Аргамакова Н.В. Воплощение христианской тематики в балетном жанре как отражение мировоззрения хореографа (на примере балета "Nunc Dimittis" Начо Дуато) // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. №5 (52). – С. 15-26. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voploschenie-hristianskoy-tematiki-v-baletnom-zhanre-kak-otrazhenie-mirovozzreniya-horeografa-na-primere-baleta-nunc-dimittis-nacho (дата обращения: 24.10.2022).
2. Володченков Р.Г. Влияние творчества французского хореографа Мориса Бежара на советских хореографов поколения 1960-1980-х гг // Вестник СамГУ. 2014. №9 (120). – С.59 -64. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tvorchestva-frantsuzskogo-horeografa-morisa-bezhara-na-sovetskih-horeografov-pokoleniya-1960-1980-h-gg (дата обращения: 23.10.2022).
3. Ермакова О.А. Новые выразительные средства зарубежной хореографии второй половины ХХ века: (творческие поиски М. Бежара и Д. Ноймайера): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2003. – 20 с.
4. Макарова О.Н. Национальные танцевальные традиции в творчестве Мориса Бежара // Вопросы театра / PROSCAENIUM. – 2017. - №1 – 2. – С. 165 – 171.
5. Макарова О.Н. Национальные краски в хореографической эстетике Алексея Ратманского // Балет. – 2017. - № 4 – 5. – С. 32 – 33.
6. Теория, методика и практика современной хореографии: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 52.03.01 (071200) «Хореографическое искусство», профиль «Искусство балетмейстера», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» /. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014. — 96 c.
7. Панферов В.И. Искусство хореографа [Электронный ресурс]: учебное пособие по дисциплине «Мастерство хореографа» / В.И. Панферов. — Электрон. текстовые данные. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2017. — 320 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70448.html (дата обращения: 22.10.2022)
8. Подласый И.П. Педагогика в 2 т. Т.2. Практическая педагогика. В 2 кн.Кн.2: учебник и практикум для академ. бакалавриата /И.П.Подласый. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт, 2017. - 318с.
9. Танец и методика его преподавания [Электронный ресурс]: классический танец. Учебно - методический комплекс дисциплины по направлению подготовки 51.03.02 (071500.62) «Народная художественная культура», профиль «Руководство любительским хореографическим коллективом», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» /. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014. — 80 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55263.html(дата обращения: 22.10.2022).
10. Шачнева А. А. Бытие другим в танце. Некоторые феноменологические аспекты // Общество: философия, история, культура. 2020. №6 (74). – С. 65-69. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bytie-drugim-v-tantse-nekotorye-fenomenologicheskie-aspekty (дата обращения: 24.10.2022).
Читать дальше