?>
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения эмоционального выгорания у педагогов 6 1.1 Понятие, характеристика синдрома эмоционального выгорания 6 1.2 Факторы эмоционального выгорания 9 1.3 Особенности эмоционального выгорания педагогов 13 ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у педагогов 17 2.1 Организация эмпирического исследования 17 2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 19 2.3 Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у педагогов 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Изучение эмоционального выгорания у педагогов

курсовая работа
Психология
35 страниц
82% уникальность
2022 год
11 просмотров
Смирнова Л.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения эмоционального выгорания у педагогов 6 1.1 Понятие, характеристика синдрома эмоционального выгорания 6 1.2 Факторы эмоционального выгорания 9 1.3 Особенности эмоционального выгорания педагогов 13 ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у педагогов 17 2.1 Организация эмпирического исследования 17 2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 19 2.3 Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у педагогов 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Читать дальше
Актуальностью исследования является сложный характер синдрома эмоционального выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Особенно склонны к синдрому «профессионального выгорания» мягкие, гуманные, сочувствующие, идеалисты, ориентированные на помощь другим находящиеся под воздействием идеи «спасения мира» и одновременно неустойчивые. Современное состояние вопроса. На сегодняшний день, проблема исследования выгорания, в том числе педагогов, не является новой, но актуальность данной проблемы не угасает, а продолжает расти. Это связано с тем, что в современных реалиях, учитывая уровень нагрузки, увеличение количества обязанностей и возлагаемой ответственности на преподавателей высшей школы, число испытывающих эмоциональное и профессиональное выгорание растет, а уровень освещения проблемы среди педагогов, остается на прежнем уровне.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по охране труда. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


Поэтому противостоять психологическому выгоранию, человеку, не углубляющемуся в психологию – сложно, а иногда невозможно. Проблема исследования: многозадачность и высокий уровень стресса неблагоприятно влияют на здоровье педагога, как следствие, могут сказываться на его профессиональных качествах, для того, чтобы минимизировать последствия стресса и не доводить до выгорания, необходимо найти факторы, которые влияют на выгорание у педагогов. Каковы методы профилактики эмоционального выгорания у педагогов? Нерешенные проблемы. Профессия педагога связана с межличностным общением и в связи с этим отличается интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния, относится к той профессиональной сфере, которая наиболее подвержена влиянию профессионального выгорания. В современных условиях данный синдром имеет официальный диагностический статус. Сегодня от учителя требуется решение таких задач, которые требуют серьезных педагогических усилий. Новое содержание учебных предметов, новые формы и методы преподавания, поиск эффективного пути воспитания, необходимость учета стремительных изменений, происходящих в обществе и информационном поле преподаваемой дисциплины, – с этим может справиться лишь психологически здоровый, профессионально компетентный, творчески работающий учитель. Здоровье педагога во многом обусловливает психологическое здоровье учащихся. Совокупность многочисленных психических и эмоциональных факторов способна вызвать у педагогов неудовлетворенность, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Данные физиологические показатели 5 связаны с напряженностью работы, приводящей к профессиональному кризису, стрессу, психическому и эмоциональному истощению и выгоранию. Эти процессы ведут к снижению уровня профессиональной деятельности учителя, ему становится трудно справляться с возложенными на него обязанностями, теряет творческий настрой в отношении преподаваемой дисциплины. Объект исследования: эмоциональное выгорание педагогов. Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания педагогов. Гипотеза исследования: личностные особенности, которые входят в ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании; автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, креативность, контактность влияют на возникновение и развитие синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Цель исследования: изучение эмоционального выгорания у педагогов. Задачи исследование: – раскрыть понятие, характеристику синдрома эмоционального выгорания; – обосновать факторы эмоционального выгорания; – выявить особенности эмоционального выгорания педагогов; – провести эмпирическое исследование эмоционального выгорания у педагогов: – предложить рекомендации для школьных психологов по профилактике профессионального выгорания педагогов. Методы и приемы, использованные при проведении исследования – теоретические: теоретический анализ психологической, методической, специальной литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение; – эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ данных. Методологическая основа исследования. Изучением проблемы эмоционального выгорания занимались как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди наиболее разработанных концепций и подходов, можно выделить работы отечественных авторов В.В. Бойко, Н.В. Гришина, Э.Ф. Зеер, В.Е. Орел, Т.В. Форманю, а также зарубежные исследования К. Маслач и Дж. Джексона, но необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день отсутствует какое-либо единое понимание данного феномена. База исследования: средняя образовательная школа №34. Выборка сформировалась из коллектива педагогов разного возраста общим количеством 32 человека в возрасте 35–45 лет. Методики исследования: 1. Методика В.В. Бойко 2. Методика «MBI». Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
Итак, на сегодняшний день в психологии сложилось понимание СЭВ – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Существует целый ряд профессий, в которых человек регулярно подвергается воздействию профессионального стресса, в результате чего может происходить его профессиональная деформация. В первую очередь это касается тех специалистов, чья деятельность связана с интенсивным общением. Это врачи, педагоги, работники социальной сферы, практические психологи, воспитатели, работники торговли и сферы обслуживания. А также зону риска попадают люди, имеющие высокие идеалы и завышенные личностные требования, и те, кто не привык разграничивать работу и личную жизнь. Признаки «эмоционального выгорания» являются неотъемлемыми атрибутами профессиональной деформации работников сферы «человек–человек», что позволяет рассматривать «выгорание» как главный показатель негативного влияния профессии на личность и как центральное проявление профессиональной отрешенности личности. Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями. Существует целый ряд профессий, в которых человек регулярно подвергается воздействию профессионального стресса, в результате чего может происходить его профессиональная деформация. В первую очередь это касается тех специалистов, чья деятельность связана с интенсивным общением. Это врачи, педагоги, работники социальной сферы, практические психологи, воспитатели, работники торговли и сферы обслуживания. А также в «зону риска» попадают люди, имеющие высокие идеалы и завышенные личностные требования, и те, кто не привык разграничивать работу и личную жизнь. Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями. Проведено эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на возникновение и развитие синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. В процессе проведения эмпирического исследования использовались две группы методов: тестирование и методы математической статистики. Результаты диагностики по методике В.В. Бойко позволили разделить исследуемую выборку на две группы: педагоги с сформированным СЭВ и педагоги с формирующимся СЭВ. По доминированию соответствующих симптомов респонденты группы А находятся в сформированной фазе СЭВ – фазе резистенции. Респонденты в группе В по доминированию соответствующих симптомов находятся на второй фазе формирования СЭВ – фазе резистенции. Результаты тестирования по методике «MBI» подтверждает выводы, сделанные по результатам обработки данных тестирования по методике В. Бойко. Множество авторов, работавших с синдромом эмоционального выгорания учителей, предлагают два способа профилактики эмоционального выгорания. Первый способ связан со смягчением фактора организационного характера. Второй метод предлагает оказывать психологическую помощь учителям, у которых выявлены симптомы эмоционального выгорания. Кроме этого, немаловажное значение имеет тип и модель поведения самой личности учителя, которую определяет нормы психологической гигиены. В процессе самообразования решающим фактором выступает внутренняя мотивация учителя, которая заключается в необходимости получения новых знаний, умений и опыта, то есть готовность личности к изменениям. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. – М.: Наука, 2016. – 154 с. 2. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2016. – 105 с. 3. Борисова, М.В. Основные направления профилактики и коррекции эмоционального выгорания [Текст] / М.В. Борисова, Н.П. Анисимова // Ярославский психологический вестник. – 2021. – Т. 2. – С. 214-215. 4. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб., 2015. – 336 с. 5. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е.Водопьянова. – СПб., 2017. – 504 с. 6. Куимова, М.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога высшей школы [Текст] / М.В. Куимова, К.В. Федоров // В мире научных открытий. – 2013. - № 1–4. – С. 2–40. 7. Капитанец, Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов [Текст] / Е.Г. Капитанец // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 1–45. 8. Маслач, К. Выгорание: многомерная перспектива [Текст] / К. Маслач. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2017. – 230 с. 9. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива [Текст] / Л.И. Новикова.– М.: Педагогика, 2019. – 140 с. 10. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования [Текст] / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – № 3. – 2021. – С.5–55. 11. Решетова, Т. В. Эмоциональное выгорание, астения и депрессия у медицинских и социальных работников - ресурсы коррекции [Текст] / Т.В. Решетова, В.А. Мазурок, Т.Н. Жигалова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2012. - № 3. – С. 15-111. 12. Робертc, Г. А. Профилактика выгорания [Текст] / Г.А. Робертс // Вопросы обшей психиатрии. – 2018. – Вып. 1. – С. 4–58. 13. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2017. – Т.23. – № 3. С.5–64. 14. Самоуткина, Н. А. Синдром профессионального выгорания [Текст] / Н.А. Самоуткина // Управление персоналом, российский опыт. – М.: МГУ, 2010. – 148 с. 15. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М., 2012. – 140 с. 16. Умняшкина, С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): автореф. дис. … к. псх. н. [Текст] / С.В. Умняшкина. – Томск, 2011. – 122 с. 17. Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России [Текст] / Е.И. Холостова.– М., 2013. – 376 с. 18. Чутко, Л. С. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом [Текст] / Л.С. Чутко.– СПб.: Речь, 2018. – 100 с. 19. Шувалова, И.А. Синдромы эмоционального сгорания и хронической усталости у профессионалов соционического профиля [Текст] / И.А. Шувалова // Материалы 1-й региональной научно-практической конференции «Психология и практика. – Хабаровск, 2019. – 97 с. 20. Юдин, И. А. Синдром профессионального сгорания или Негативное влияние профессии и как его избежать [Текст] / И.А. Юдина // Бизнес и Психология. – 2019. – № 59. – С. 4-49.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
композиционно-стилистические особенности в фантастическом рассказе Г.Каттнера "Двурукая машина"
Количество страниц:
30
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Литература
реферат
ИСТОРИЯ ДОБЛЕСТИ Российского воинства и слава русского оружия XIII - XV века
Количество страниц:
15
Оригинальность:
36%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
курсовая работа
ТИПЫ ВЫШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТ
Количество страниц:
50
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Общая психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image