ВВЕДЕНИЕ
Глава 2. Совершенствование управления органами внутренних дел в специальной операции
2.1 Основные проблемы, связанные с управлением органами внутренних дел в специальной операции
2.2 Пути решения проблем, связанных с управлением органами внутренних дел в специальной операции
Читать дальше
Таким образом, можно предположить, что для защиты населения, обеспечения общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера следует регламентировать возможность введения правового режима чрезвычайных обстоятельств.
Рассматриваемый режим чрезвычайных обстоятельств криминального характера должен быть отнюдь не мягким в силу того, что в рамках указанного режима могут быть предусмотрены необходимые меры и ограничения, во многом аналогичные тем средствам и действиям, которые предусмотрены и применяются при введении уже апробированных правовых режимов — контртеррористической операции и чрезвычайного положения.
Важной особенностью режима чрезвычайных обстоятельств криминального характера может стать наличие мероприятий, выделенных из общего перечня и осуществляемых экстренно в период прогнозируемой угрозы или возникновения чрезвычайных обстоятельств. Такие в первоочередном порядке выполняемые действия могут включать: блокирование, оцепление определенной территории; наращивание усилий по обеспечению безопасности населения и по охране общественного порядка, различных объектов особой важности; сбор сведений в формате оперативно-розыскной деятельности; прекращение предоставления сервисов связи; ограничения в деятельности объектов с высокой потенциальной опасностью; эвакуационные мероприятия.
С целью регулирования вопросов координации действий сил и средств органов исполнительной власти, организации планирования необходимых мероприятий и управления проведением специальных операций при чрезвычайных обстоятельствах следует рассмотреть возможность на подзаконном уровне (в рамках нормативного правового акта уровня указа Президента Российской Федерации) регламентировать создание межведомственного органа управления (оперативного штаба при возникновении чрезвычайных обстоятельств) и порядок применения сил и средств, задействуемых для минимизации последствий чрезвычайных обстоятельств, нормализации обстановки.
Такое решение позволило бы усовершенствовать управление органами исполнительной власти в период возникновения чрезвычайных обстоятельств и организации экстренного реагирования на них, а также однозначно определить компетенцию оперативных штабов как органов управления, создаваемых и в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и в территориальных органах МВД России. Кроме того, в положениях рассматриваемого подзаконного нормативного правового акта можно было бы на надведомственном уровне установить структуру ОШ и отдельные полномочия должностных лиц, входящих в состав указанного субъекта управления. Должен быть предусмотрен, по нашему мнению, и обязательный характер исполнения решений рассматриваемого органа оперативного управления для всех участвующих в выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах.
Учитывая тот факт, что в соответствии с законодательством органы внутренних дел ряд задач при чрезвычайных обстоятельствах выполняют непосредственно, а в реализации отдельных мероприятий принимают участие, следует детально (в рамках наставлений, инструкций) регламентировать их деятельность, как представляется, в первом случае — ведомственным нормативным правовым актом МВД России, а в случаях оказания содействия иным федеральным органам исполнительной власти (ФСИН России, Пограничной службе ФСБ России, ФССП России и др.) — межведомственными нормативными правовыми актами.
Выполняемые органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств задачи, а также полномочия указанного органа власти во многом корреспондируются с задачами, решение которых направлено на достижение целей обеспечения такого стратегического приоритета, как государственная и общественная безопасность.
Задачи органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах в значительной мере трансформируются, и проведенный анализ свидетельствует о необходимости дополнительной законотворческой работы по адекватному правовому регулированию функционирования органов управления и группировки сил и средств, выработки и закрепления алгоритмов их действий на этапе непосредственного применения, а также обеспечения необходимого уровня готовности к осуществлению мероприятий.
Законотворческая работа по установлению и устранению правовых пробелов в закреплении непосредственной компетенции органов внутренних дел и ее разграничении с иными субъектами деятельности при чрезвычайных обстоятельствах необходима на всех уровнях правового регулирования, начиная с законодательного.
Читать дальше
1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2017. № 7. Ст. 900
2. О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития информационной инфраструктуры Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 14 апреля 2022 г.
3. Грищенко Л.Л. Особенности деятельности ОВД в условиях проведения специальной военной операции // Академическая мысль. 2022. №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-v-usloviyah-provedeniya-spetsialnoy-voennoy-operatsii
4. Гончарова М. В. [и др.]. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2021 года и ожидаемые тенденции ее развития: аналитический обзор. Москва, 2022. – 120 с.
5. Киселев А.М. О преподавании тактико-специальной подготовки в ведомственных вузах правоохранительных органов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-prepodavanii-taktiko-spetsialnoy-podgotovki-v-vedomstvennyh-vuzah-pravoohranitelnyh-organov
6. Кондратов О.А., Помогаева Н.С. Тактико-специальная подготовка сотрудников правоохранительных органов // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/taktiko-spetsialnaya-podgotovka-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov
7. Красников Р.В., Сарычев А.В., Архипцев И.Н. Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников ОВД // Вестник ТГУ. 2021. №194. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-sovershenstvovaniya-taktiko-spetsialnoy-podgotovki-v-sovremennom-kontekste-prakticheskogo-obucheniya-sotrudnikov
8. Лопатин Ю.В., Хрущев А.В. О некоторых проблемах учебно-тренировочного процесса тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: Могилев. ин-т МВД, 2020. С. 186-189.
9. Милованов А. В., Снеговой А. В. О некоторых правовых и организационных аспектах планирования деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах // Пробелы в российском законодательстве. 2020. № 2. С. 15
10. Милованов А. В. О совершенствовании правового обеспечения вопросов, связанных с действиями территориальных органов МВД России при ЧС // Аграрное и земельное право. 2020. № 8 (188). С. 18
11. Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL. http://kremlin.ru/events/president/ news/by-date/24.02.2022
12. Проект Концепции создания системы ситуационных центров МВД России до 2030 года. Москва: Академия управления МВД России. 2021.
13. Расширенное заседание коллегии МВД России 17 февраля 2022 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://siteofficial.ru/mvd/
Читать дальше