Таким образом, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Преступность оказывает дестабилизирующее воздействие на общественные отношения в правовом государстве, препятствует их прогрессивному развитию, создает угрозу обеспечения безопасности граждан, разрушает межличностные отношения.
Установление судьбы лиц, без вести пропавших, имеет большое значение в обеспечении эффективной охраны личности от преступных посягательств и является гарантией соблюдения конституционных прав и свобод граждан. Следовательно, розыск лиц, пропавших без вести, является одной из важнейших задач правоохранительных органов. Рост числа без вести пропавших обусловлен неблагоприятной криминогенной обстановкой и социальными проблемами общества. Успех борьбы с данным видом преступлений во многом зависит от эффективности и согласованности планируемых оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, которые должны согласовываться с тактическими целями и задачами, и предусматривать использование научно-технических средств. Практика по реагированию и расследованию преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан, ожидаемо, отличается от расследования умышленных убийств. Информация о пропавшем без вести лице, его связи и подробные обстоятельства исчезновения выступают основополагающей информацией на первоначальном этапе расследования. Поэтому на данной стадии крайне важное значение отводится допросам свидетелей и очевидцев, а также поиску лиц, заинтересованных в исчезновении потерпевшего. Чаще всего по делам с безвестным исчезновением граждан поводом для возбуждения уголовного дела выступает заявление родственников исчезнувшего лица. Но встречаются и случаи, когда заявление подается посторонними лицами, например, соседями, реже — работодателем потерпевшего.
При обнаружении трупа и подтверждении факта убийства, большинство преступлений было совершено лицом, находящимся в близких отношениях с потерпевшими. А обвиняемый, в свою очередь, излагает на допросе ложную легенду об исчезновении без вести пропавшего лица (например, переехал в другой город).
При расследовании преступлений, связанных с безвестным исчезновением лица, правоохранительные органы зачастую сталкиваются с противодействием со стороны участников уголовно-процессуальной деятельности, имеющих то или иное отношение к рассматриваемому уголовному делу. Это связано с тем, что данные субъекты могут быть причастны к исчезновению потерпевшего, а, следовательно, могут всячески пытаться скрыть данный факт, в том числе, предоставляя ложные сведения органам следствия. Цель, которую преследуют лица при оказании противодействия, заключается в воспрепятствовании установления истины.
Наиболее типичным способом противодействия расследованию преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан является сокрытие (уничтожение) следов преступления. Для преодоления такой формы противодействия необходимо использовать следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Наиболее значимым из которых будет являться осмотр места жительства безвестно отсутствующего лица, а также места его последнего пребывания и других мест времяпрепровождения. При осмотре особое внимание уделяется поиску трупа, его частей, следов уничтожения, а также следам крови в помещениях, на предметах обстановки. Кроме этого, — допрос и очная ставка, которые могут помочь в изобличении свидетелей и очевидцев во лжи
Расследование убийств по делам, возбуждаемым в связи с исчезновением потерпевшего, относится к группе убийств, совершенных в условиях неочевидности. При осмотре места происшествия по делу об убийстве имеется труп потерпевшего, а специфика расследования дел, возбуждаемых по признакам убийства в связи с исчезновением потерпевшего, картина иная — нет трупа и иных явных признаков этого преступления. Согласно требованиям статьи 140 УПК РФ, уголовное дело может быть расследовано и направлено в суд даже при отсутствии трупа. Однако нередко отсутствие трупа выступает для следователя сложным препятствием, так как велика вероятность допущения ошибки в расследовании. При безвестном исчезновении лица у следователя могут отсутствовать достаточные основания для начала предварительного следствия в отличии от ситуации, когда по прибытии на место происшествия следователем сразу обнаружен труп с признаками насильственной смерти. Практика по рассмотрению уголовных дел при отсутствии трупа в РФ немногочисленная.
Таким образом, лишь грамотная работа уполномоченных лиц на этапе предварительного расследования, а также тщательный прокурорский надзор смогут побороть противодействие уголовно-процессуальной деятельности, которое оказывается свидетелями, очевидцами и подозреваемыми при расследовании преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан.