Решая поставленные в работе задачи, были сделаны следующие выводы.
Под компетенцией следует понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для того, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В практике HR–менеджмента модель компетентностного подхода к управлению персоналом и оценки работников применяются еще с 70–х годов прошлого века, накопленный опыт в США, Великобритании, Германии и других странах Европы позволил разработать в данных странах необходимые требования к оценке специалистов, к системе образования, где модель компетенций заложена при обучении конкретным профессиям, специальностям.
В России применяется компетентностный подход к обучению специалистов, современные федеральные образовательные стандарты (ФГОС) разработаны с учетом модели компетенций выпускников школ и конкретным специалистов. В данных стандартах все компетенции подразделяются на два больших блока: общекультурные и профессиональные.
Однако, в практике управления персоналом в нашей стране модель компетенций применяется довольно редко, преимущественно в организациях, производящих высокотехнологичные услуги в таких сферах деятельности, как банковская сфера, консалтинг, инжиниринг и др., а также в совместных западно–российских организациях. Тем не менее, разрабатываются модели оценки компетенций государственных и муниципальных служащих, такие модели берутся за основу в системах оплаты труда и вознаграждений.
Обычно модель компетенций организации составляется для определенных должностей, специалистов. Далее для конкретного специалиста строится модель компетенций, где все компетенции разделяются на блоки, например: блок профессиональных качеств; блок корпоративных компетенций (ценностей компании); компетенции личной эффективности; лидерские компетенции; способности к развитию и обучению.
В современных условиях развития цифровой экономики и повышения требований к профессиональным умениям персонала в области ИКТ в группу методов оценки кадрового потенциала персонала предприятия необходимо добавить и оценку цифровых компетенций каждого работника и общего уровня цифровой грамотности персонала организации.
Цифровые компетенции сотрудников можно классифицировать по уровням подготовленности и информационно–технической грамотности специалистов, по степени развития цифровой экономики, по направлениям приложения знаний и умений в деятельности работника (сфера коммуникаций, знаний, потребления, развития, самообучения).
В работе предлагается методика и разработана анкета оценки цифровых компетенций персонала предприятия, которая позволит оценить базовые навыки цифровой трансформации работников предприятия и проанализировать направления развития сотрудников организации в нужных областях цифровой грамотности работников. Анкета работника позволит также оценить уровень цифровой компетенции работника еще на этапе его приема, чтобы принять решение о заполнении вакантной должности оцениваемым кандидатом.
Результаты оценки уровня цифровых компетенций персонала департамента логистики ООО «Лента» удовлетворительные (средний балл равен 2,94 или 3 балла округленно по пяти бальной шкале).
Наихудшее значение показали ответы персонала на следующие вопросы:
используете ли Вы облачные хранилища информации;
умеете ли Вы работать с программами презентативной графики;
владеете ли Вы графическими редакторами;
используете ли Вы сервисы информационной безопасности;
владеете ли Вы основами баз данных;
умеете ли Вы создавать цифровой контент.
Взаимосвязь цифровых компетенций и времени поиска машины и затрат, обусловленная экономией времени персонала на поиск машин, можно описать уравнением у=0,0242*х+2,8252, коэффициент аппроксимации 0,6645.
В результате обучения по программе «Цифровые коммуникации: работа с поисковыми системами» отмечена экономия затрат, следовательно, отмечен и рост выручки и прибыли предприятия, а значит возрастет и производительность труда. Это положительный момент, свидетельствующий о росте эффективности, которая составит 106,25%.