Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Формы и методы взаимодействия семьи и учителей для воспитания и обучения детей…………………………………………………..5
1.1. Открытые уроки, уроки с вовлечением родителей, уроки-соревнования…………………………………………………………………….5
1.2. Родительские активы или комитеты как посредники в консультировании между родителями и учителем………….……………….6
1.3. Актуальные проблемы взаимодействия школы и родителей…..9
Глава 2. Особенности консультирования родителей по проблемам младшего школьного возраста………………………………………………….11
2.1 Кризис 7 лет и консультативные проблемы младшего школьного возраста. Проблема школьной дезадаптации………………………………….11
2.2 Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста за психологической консультацией….…………………20
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………26
Читать дальше
Консультирование родителей младших школьников (как и детей любого возраста) выстраивается в соответствии с анализом истории развития, социальной ситуации развития, основных новообразований данного возраста и ведущего типа деятельности – учебной. Поэтому основные трудности в развитии младшего школьника связаны с учебной деятельностью, посещением школы, взаимодействием с учителем и возросшими требованиями со стороны семьи.
Проблема школьной невротизации приобретает на сегодняшний день особый вес в психологическом консультировании родителей. Школа, будучи призванной, решать задачи развития детей, зачастую явным или неявным образом оказывается первопричиной детской невротизации. Вхождение «в школу» требует от ребенка интенсивной ориентировки в социальных отношениях между людьми, наличия у него предпосылок для управления своим поведением, подчинения его определенным правилам, сознательного принятия норм, умения понимать поставленную перед ним задачу, анализировать процесс деятельности и ее результат. Однако все эти требования, так или иначе исходят от взрослого, который в привычном для себя жанре моралите объясняет основные цели, задачи и принципы предстоящей школьной жизни.
Сразу же выдвигается целый ряд новых для ребенка условий: «Если ты будешь хорошо учиться...»; «Если ты будешь хорошо себя вести на уроках...»; «Если ты быстро будешь делать уроки...»; «Если ты научишься хорошо читать...» и т.д., – что в конечном итоге формирует у ребенка амбивалентное отношение к школьной жизни. С одной стороны, радость от того, что наконец я стал большим, а с другой, – страх от того, что вдруг не справлюсь. Родительские наставления оказываются выполнимы с трудом либо совсем не выполнимы, поскольку школа при всей своей современности не всегда готова к своевременным с психологической точки зрения и квалифицированным методам обучения. Противоречивость требований школы, ее непредсказуемость не позволяют прогнозировать с полной уверенностью благополучное вхождение ребенка в новый вид деятельности даже при достаточно высоком уровне подготовки к школе и психологическом принятии ребенком нового статуса.
В результате ребенок оказывается в необыкновенно сложной житейской ситуации: еще не овладев новым видом деятельности, еще не приобретя адекватные средства ориентировки в ней, он уже сталкивается с собственным незнанием вроде бы знаемой до поступления в школу деятельности. «Оказывается, школьная жизнь не такая, какой я ее себе представлял!»; «Оказывается, радости от столь долго ожидаемого события не так уж и много!» Ребенок на каждом шагу встречается с новыми и новыми противоречиями и просто-напросто не знает, что делать с повседневно возрастающими требованиями, с новыми условностями, с новыми знаниями (сверхзадачи-то у школьного образования нет), что приводит новоиспеченного школьника к невозможности развертывания полноценной ориентировки. В конечном итоге, родители начинают замечать у своего ребенка изменения в его состоянии и поведении: ребенок часто болеет, плачет по каждому поводу, сильно утомляется, плохо спит, грызет ногти, сосет пальцы, не хочет ходить в школу, боится отвечать у доски, стал хуже читать по сравнению с до школьничеством и т.д., что в психологической науке и практике может быть названо синдромом психогенной школьной дезадаптации.
Читать дальше
1. Абаленская З.В. Соотношение учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, том 1, выпуск 4-4. Самарский научный центр РАН (Самара), 2009. – С. 903-908.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/ Ю.Е. Алешина. -М., 1999. – 321 с.
3. Богданович Н.Г. Взаимосвязь проявлений межполушарной асимметрии с особенностями эмоциональных состояний у младших школьников разных уровней обучаемости: Автореф. дис.... канд. психол. наук. -Иркутск, 1998. – 35 с.
4. Вайзе К., Воловиков М.В. Функциональный диагноз // Клинические и организационные основы реабилитации психически больных / Под ред. А. Н. Кабанова. -М., 1980. – 287 с.
5. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома / А.Л. Венгер// Вопр. психол. -1994. -№ 4. –С. 14-29.
6. Венгер А. Л., Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. -М., 1989. – 401 с.
7. Выготский Л. С. Проблема возраста / Л.С. выготский// Собр. соч.: В 6 т. -М., 1983. -Т. 4. -322 с.
8. Дарвиш О.Б. Возрастная психология/ О.Б. Дарвиш. - М.: Владос, 2018. – 402 с.
9. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации/ В.Е. Каган // Вопр. психол. -1984. -№ 4. –С. 13-29.
10. Лусканова Н.Г., Коробейников И.А. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития; сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. -СПб., 2001. – 289 с.
11. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л.Венгера. -М., 1988. – 247 с.
12. Славина Л. С. Знать ребенка, чтобы воспитывать/ Л.С. Славина. -М., 1976. -187 с.
13. Налчаджян А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация / А.А. Налчаджян - Ереван, 1986. -333 с.
14. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская - М.:Просвещение, 1977. – 274 с.
15. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986. С.4-18.
Читать дальше