Таким образом, по итогам рассмотрения темы, можно сделать следующие выводы:
Термин «новые медиа» возник в конце ХХ века для обозначения интерактивных электронных изданий и особых форм коммуникации производителей контента с потребителями. Слово «новые» призвано подчеркнуть отличие появившихся на рубеже веков медиа от существовавших ранее и ставших традиционными источниками информирования людей.
Появление в информационной сфере «новых медиа» было вызвано стремительным развитием цифровых, сетевых технологий и коммуникаций, а также демократизацией процесса создания и запуска источника информации.
Развитие глобальной сети Интернет и мобильных технологий ознаменовало наступление цифровой эпохи и привело к изменению облика традиционных медиа. За последние 40 лет сформировалась коммуникационная среда, к характерным признакам которой отнесем:
- интерактивность в отношении с аудиторией;
- новый язык медиа (мультимедиа);
- новую грамматику в виде гипертекста с перекрестными ссылками на Интернет-ресурсы.
Укажем еще один признак современной коммуникативной среды – это широкий спектр возможностей для новых медиа, коими становятся обозначившие свое присутствие в Интернете предприятия, учреждения, администрации, организации, группы, семьи и отдельные люди. Перечисленные категории могут становиться источниками актуальной информации для традиционных медиа, а также оказывают влияние на политику средств массовой информации за счет предоставления аудитории альтернативной позиции при освещении событий.
В связи с увеличивающимся влиянием новых медиа, традиционная коммуникационная система переживает период трансформации. Это объясняется тем, что блогосфера и социальные сети объединяют в себе возможности цифрового мира и широкий доступ к СМИ с универсальным охватом. К настоящему моменту новые медиа стали основным элементом коммуникационной среды. Современные реалии таковы, что осью коммуникационного процесса является потребитель транслируемого новыми медиа контента.
Рассмотрим происходящие процессы в исторической ретроспективе. Начало формирования новых медиа было положено в 1980-х годах, когда произошло слияние спутниковых и кабельных технологий. Этот технический прорыв дал возможность вещательным средствам массовой информации сегментировать целевую аудиторию и перейти от широкого вещания (не учитывающего интересы разных групп потребителей информации) к узкому вещанию (сосредоточенности на формировании тематических пакетов информации).
В 1990-х годах глобальная сеть Интернет сделала возможным переход СМИ от узкого вещания к точечному. За прошедшее время вещание стало еще более персонализированным. Теперь помимо нишевых целей оно учитывает конкретные интересы и временные ограничения каждого пользователя. Такое изменение коммуникационной среды произошло одновременно с персональными настройками Интернет-СМИ и онлайн-сервисов.
В конце ХХ века были заложены основы современной концепции активного пользователя, ориентированного на поиск нужного контента в информационном пространстве. Сами пользователи стали производителями контента на площадках веб-сайтов и в социальных сетях.
Современная коммуникационная среда ориентирована на пользователя. Она предоставляет потребителю возможность искать и выбирать нужный контент, оформлять подписки и отказываться от них, оставлять комментарии, а также самостоятельно формировать информационное пространство за счет создания собственного текстового, аудио- и видеоконтента. Исследователи явления называют такие действия нативной (естественной) цифровой медиа-деятельностью.
В настоящее время средства массовой информации взаимодействуют с аудиторией путем продвижения контента. Новые медиа выступают мультиплатформенными сервисами, привлекая пользователей свободным доступом к информации с различных терминалов.
Анализ современной коммуникационной среды показывает, что вектор взаимодействия СМИ с аудиторией смещается от преобладания мономедиа к лидерству мультимедиа. Это следствие цифровизации, впервые в истории человечества позволившей интерактивно объединять на одном носителе текст, графику, фотоматериалы, анимацию, аудио- и видеозаписи. По этой причине стираются границы между СМИ разной направленности – текстовыми и аудиовизуальными. Средства массовой информации трансформируются в мультимедиа на онлайн-платформе. В современных условиях новые медиа развивают собственный язык и содержание, заставляя традиционные медиа работать над обновлением своей идентичности.
Признак современной коммуникационной среды – уход от присущей традиционным медиа периодичности к распространению информации в режиме реального времени. На смену ежемесячных, еженедельных и даже ежедневных СМИ приходят непрерывно обновляющиеся онлайн-издания. Новые медиа предлагают аудитории интерактивный обмен новостями и мнениями.
Цифровизация информационной среды сняла для печатных и вещательных средств массовой информации ограничители в виде периодичности и времени выхода в эфир. Теперь главный дефицитный ресурс – это время аудитории. Пользователи получили переизбыток информации неоднородного качества и зачастую без привязки к авторитетному источнику. Перенасыщение информационной сферы контентом требует от СМИ новых навыков и инструментов для управления новостями и мнениями.
Среди наиболее востребованных инструментов следует указать:
- формирование агрегаторов новостей;
- синдикация контента в виде продажи прав на демонстрацию авторских аудио- и видеопроизведении сразу нескольким вещателям;
- составление рейтингов популярности контента;
- составление списков с рекомендациями «что почитать, что посмотреть, что послушать»;
- формирование топ-списков контента с учетом востребованности у аудитории, и т.д.
Описанный инструментарий помогает пользователям ориентироваться в современной информационной среде, характеризующейся изобилием контента.
Природа социальной веб-публикации – это распространение информации без первоначальной редактуры, но с трансформацией под воздействием пользователей, оставляющих комментарии и рецензирующих контент. Как результат – выход новых медиа за рамки функционирования традиционных средств массовой информации. Многие новые медиа не являются СМИ в привычном понимании, выступая в качестве поисковых систем, социальных веб-порталов, новостных групп, списков рассылки, электронных бюллетеней, форумов, блогов и пр.
Устоявшаяся модель деятельности традиционных средств массовой информации предполагает одностороннее распространение информации. А сформированная с помощью новых медиа современная коммуникационная среда предполагает двусторонний обмен информации, поскольку аудитория имеет доступ ко многим коммуникациям, обладая возможностью напрямую влиять на СМИ.
Присущая Интернету архитектура «клиент-сервер» обеспечивает автоматизацию задач и устранение барьеров для распространения информации. Это поспособствовало формированию в Интернете новой модели коммуникационной среды, чутко реагирующую на решения пользователей в виде поисковых запросов, навигации, активного отношения или пассивного восприятия контента, и т.д.
Пользователь имеет возможность устанавливать двусторонние отношения со СМИ, а также многосторонние отношения с другими пользователями системы. В современной коммуникационной среде пользователь Интернета может выбирать между многочисленными вариантами контента, самостоятельно определять время доступа. За счет интерактивности пользователь способен самостоятельно создавать контент и изменять его аспекты.
Цифровые платформы позволяют пользователям организовывать контент, формируя небольшие блоки с ссылками. Самостоятельно созданное пользователем повествование (нарратив) с гиперссылками расширяет возможности аудитории по получению сгруппированного по тематикам контента. Для примера упомянем такие гипертексты с перекрестными ссылками, как электронные энциклопедии, веб-сайты и т.д.
Цифровая природа современной коммуникационной среды предполагает пространственную, а не временную организацию контента. Личные страницы (аккаунты) в социальных сетях, блоги являются виртуальным пространством для деятельности пользователей Интернета. Формирующиеся за счет общения пользователей новые медиа позволяют аудитории оперативно обмениваться информацией, мнениями, а также учиться, творить и развлекаться в режиме онлайн.
На основе проведенного анализа целесообразно отметить, что все перечисленные признаки новых медиа дает СМИ стратегический навык по изучению и созданию на ежедневной основе гипертекстовых сред. Избыточность контента, доступного в цифровую эпоху, возлагает на средства массовой информации важную миссию по поиску, фильтрации и интерпретации контента. Указанная деятельность должна вестись в сочетании с использованием современных интерактивных мультимедийных нарративов и распространением контента по широкому спектру каналов.