Введение 3
1. Депривация: понятие и виды 4
2. Материнская депривация и ее влияние на психическое развитие ребенка 9
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 19
Читать дальше
Материнская депривация – это в первую очередь, эмоциональное обеднение ребенка, немаловажную роль в происхождении этого состояния играет и сенсорный компонент. Известно, что мать для ребенка первых лет жизни — это источник многочисленных сенсорных стимулов, тактильные, зрительные, слуховые, которые необходимы для нормального развития психических функции. В данной работе материнская депривация исследовалась непосредственно как явление, обусловленное недостаточностью постоянного, тесного и стойкого отношения ребенка к матери или семье.
Наиболее ярко материнская депривация проявляется у воспитанников социальных центров. Наблюдения за воспитанниками центра свидетельствуют о своеобразной картине личностного развития воспитанников. В характере или в поведении данных воспитанников проявляются такие черты как: эмоциональная поверхность, высокий уровень агрессивности, инфантильная безответственность, жестокость, страхи, недоверие, частые проблемы с правоохранительными органами. Такие дети плохо ощущают границы своего «Я», поэтому они малоизбирательные в контактах, часто отказываются от взаимодействия с другими людьми. Проблемы развития на сенсорном уровне негативно влияют и на когнитивный уровень. На эмоциональном уровне у ребенка проявляются различные расстройства привязанности. Ребенок боится доверять, пытается защитить себя от нее, закрывается от мира агрессивным поведением. Часто такие дети попадают под влияние криминальных структур.
Именно поэтому немаловажной целью психологов должна являться не только помощь семьям, обратившимся на психологическое консультирование, но и успешная социализация воспитанников социальных центров (если это входит в круг их должностных обязанностей). Научить ребенка к выполнению положительных социальных ролей, показать модель для формирования положительной идентичностью будет всецело важно для воспитания здоровой личности в будущем.
Читать дальше
Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально–просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации // Вестник Новгородского государственного университета. – 2008. – № 48. – С. 4.
2. Венгер, А. Л. Клиническая психология развития: учебник и практикум для вузов / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 312 с.
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 160 с.
4. Кожина А.М., Фролова Т.В. Педиатрия: состояние психического здоровья детей, проживающих в условиях материнской депривации // Медицина сегодня и завтра. – 2009. – № 2. – С. 93.
5. Кондратьев, М. Ю. Социально–психологическая служба в образовании. Закрытые образовательные учреждения: учебное пособие для вузов / М. Ю. Кондратьев. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 275 с.
6. Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 10. – С. 141–144.
7. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
8. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебник для вузов / под общей редакцией Н. Н. Посысоева. — 2–е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 266 с.
9. Ослон В.Н., Холмогорова А.В. Пути решения проблемы сиротства в России. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. – 208 с.
10. Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения и социальной защиты населения: проблемы профессиональной деятельности и перспективы подготовки кадров: Материалы Межрегиональной научно–практической конференции 22–23 апреля 2008 г. /Уральская государственная медицинская академия / под ред. Кузьмина К.В. Екатеринбург, 2008. – 459 с.
Читать дальше