Введение 3 Глава 1. Манипуляция массовым сознанием на телевидении 7 1.1. История и эволюция систем принуждения на телевидении 7 1.2. Эффективность средств манипуляции телезрителями 10 1.3. Возможности манипулятивных приемов в отечественной телевизионной практике 13 Глава 2. Манипулятивная стратегия и тактика на телевидении: советский и современный периоды (на примере телепрограммы «Время») 17 2.1. Специфика технологий манипулятивного воздействия программы «Время» на советском телевидении 17 2.2. Особенности манипулятивных тактик в программе «Время» на Первом канале 19 2.3. Стратегические манипулятивные ресурсы в программе «Время»: сравнительный анализ советского и современного периодов 24 Заключение 29 Список использованной литературы и источников 31

ТЕЛЕПРОГРАММА «ВРЕМЯ» В КОНТЕКСТЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ

курсовая работа
Журналистика и СМИ
30 страниц
86% уникальность
2022 год
3 просмотров
Велигур Н.
Эксперт по предмету «Журналистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Манипуляция массовым сознанием на телевидении 7 1.1. История и эволюция систем принуждения на телевидении 7 1.2. Эффективность средств манипуляции телезрителями 10 1.3. Возможности манипулятивных приемов в отечественной телевизионной практике 13 Глава 2. Манипулятивная стратегия и тактика на телевидении: советский и современный периоды (на примере телепрограммы «Время») 17 2.1. Специфика технологий манипулятивного воздействия программы «Время» на советском телевидении 17 2.2. Особенности манипулятивных тактик в программе «Время» на Первом канале 19 2.3. Стратегические манипулятивные ресурсы в программе «Время»: сравнительный анализ советского и современного периодов 24 Заключение 29 Список использованной литературы и источников 31
Читать дальше
Актуальность темы. В современном мире манипулирование с помощью средств массовой информации, в особенности телевидения, является одним из самых эффективных способов воздействия на психику масс. Эфир способен изменять реальное положение вещей путём замалчивания одних фактов и выпячивания других, побуждать у аудитории положительные или отрицательные эмоции с помощью визуальных средств или словесных образов. Все эти приёмы различаются по силе воздействия и содержанию, но так же все они направлены на создание определённого эмоционального настроя и психологических установок у аудитории. Технологии воздействия ТВ настолько разработаны, что могут реально и существенно способствовать образованию поведенческих и ассоциативных стереотипов; влиять на мышление, потребности и интересы личности, на ее представления о мироустройстве и социальной реальности. На фоне стремительного расширения манипулятивного арсенала телевидения и возрастает актуальность исследования подверженности телезрителя к психологическому воздействию и общего регулирования распространения потока информации, которой обрабатывается сознание и подсознания индивидов.


Дипломная работа по дизайну на заказ - это лучшее решение, если вы не хотите писать ее самостоятельно.


. Степень изученности темы достаточно высока, много кто посвящал её свои научные исследования и писательские труды. Например, такие ученые, как О. Бойд-Баррет и М. Пальмер, считали, что массовая «информация ориентирована прежде всего на «культурные и социальные ценности господствующих классов», на то, чтобы «помогать им управлять» обществом. С. Кара-Мурза выделял преимущества телевидения при манипуляции сознанием, в особенности комплексный порядок подачи информации (её поступление сразу по нескольким каналам восприятия), способствующий повышению внушаемости психики телезрителя и ослаблению её барьера критичности. Так же огромную роль телевидения в воздействии на подсознание индивида и масс выделял С. Зелинский: «в психике индивида формируются паттерны поведения… которые приводят к отражению заложенных в подсознании данных в последующих поступках индивида» . Он писал, что любая информация, которая поступила в зону восприятия индивидом, всегда откладывается в подсознании, а после воздействует на сознание. Объект исследования - телевидение как одно из средств манипулирования общественным сознанием. Предмет исследования - вербальные, невербальные и визуальные средства, используемые телевидением в качестве инструментов воздействия на зрителя (любые методы утверждения определённых ценностей и норм, воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления). Цель курсового исследования - выявить манипулятивные технологии воздействия в телевизионной программе «Время» Для достижения вышеуказанной цели были определены следующие задачи: 1. Рассмотреть историю и эволюцию систем принуждения на телевидении; 2. Изучить эффективность средств манипуляции телезрителями; 3. Рассмотреть возможности манипулятивных приемов в отечественной телевизионной практике; 4. Изучить специфику технологий манипулятивного воздействия программы «Время» на советском телевидении; 5. Проанализировать особенности манипулятивных тактик в программе «Время» на Первом канале; 6. Изучить стратегические манипулятивные ресурсы в программе «Время»: сравнительный анализ советского и современного периодов. Научная новизна состоит в изучении манипулятивных технологий в контексте их эволюции на фоне исторических и технологических преобразований. Эмпирической базой являются архивные видеоматериалы Первого телеканала, а именно выпуски телепрограммы «Время», пережившей все политические потрясения и смену социальных формаций, за советский и современный периоды: «Время. Эфир 31.12.1970»; «Время. Эфир 09.05.1975»; «Время. Эфир 07.10.1977»; «Время. Эфир 13.11.1982»; «Время. Эфир 03.06.1989»; «Время. Эфир 25.12.1991»; «Время. Эфир 01.01.2000»; «Время. Эфир 23.04.2007»; «Время. Эфир 03.03.2020»; «Время. Эфир 24.02.2022» (для анализа взяты наиболее значимые, с исторической точки зрения, выпуски для России и для СССР). Общее количество единиц исследования – 10. Хронологические рамки (1970-2022 гг.) были расставлены таким образом, чтобы утвердить влияние технического прогресса, который за последние десятилетия вызвал эффект отключения способности мозга человека сознательно контролировать воздействующие на него информационные потоки. Теоретическую базу составляют работы, раскрывающие вопросы манипуляции и развития манипулятивных технологий. В частности, С.А. Зелинского, С. Кара-Мурза, А.А. Кащук, А.В. Швидуновой, А.Ю. Гаврилова, Б.Б. Колодкина, А.С. Левченко, Т.Л. Ровинской, Е.И. Дмитриева и др. Для определения понятия «манипуляция» как явление внимание было обращено на труды Е.Л. Доценко. Для уточнения скрытого воздействия СМИ с учётом исторических особенностей Советского Союза рассматривались материалы В. Вильчек и А. Власова. Работа опирается на методологию комплексного подхода, дающего возможность сочетания предметных областей и методов различных наук – истории, социологии, филологии, кинесики и психологии в изучении процесса, - в том числе: • Метода изучения литературы (анализа имеющихся исследований и научных статей по данной теме); • Метода классификации (структуризации и разделения техник манипулирования на условные группы по их практической направленности, действенности и др.); • Текстологический анализ телевизионной программы «Время» (анализа видеоматериалов, применяемых в них манипулятивных технологий и тенденций их использования); • Метода сравнения (сопоставления способов психологического воздействия в советское время и в современности, изучения закономерности их внедрения и выявления наиболее эффективного из них). Практическую значимость определяет возможность использовать результаты данного исследования для создания любого теле- или видеоконтента, подходя к раскрытию темы с психологической точки зрения и достигая главной цели СМИ – «внедрить что-то» или «убедить в чём-то» при информировании. Прикладное значение работы велико как для студентов и начинающих специалистов, так и для состоявшихся тележурналистов и корреспондентов. Теоретическая значимость заключается в содержательной связи приращенного знания с исходным. По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.

Читать дальше
На современном российском телевидении наиболее популярен диалогический жанр программы, заимствованный в 1960-е гг. в целях коммерциализации. С тех пор характер телешоу в этом жанре изменился. Современная телепрограмма не выполняет своих функций, т.е., будучи аналитическим жанром, не несет результативности и действенности. Обсуждение каждой проблемы в студии имеет лишь внешние признаки аналитической программы. За этими признаками стоит, прежде всего, рекреационная функция, т.е. основная задача современных программ – заполнить свободное время зрителей, снять напряжение и обеспечить эмоциональную разрядку. Для того, чтобы разобраться в проблеме коммерциализации жанра программы и ее зрелищности, мы рассмотрели тему современной программы, ее стратегии и структуры, а также разобрались с теоретическим обоснованием жанра. Задачи жанра в современных телепрограммах реализованы не в полной мере; Создание из обычной темы всесторонне интересной программы с элементами интриги и внимания и формирование определенного отношения к обсуждаемой теме присутствует в каждом выпуске современной развлекательной программы, но поиск решения проблемы, наоборот, отсутствует. Программа отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанрового разнообразия. В зависимости от темы программа делится на: политическую, социальную, культурно-просветительскую и бытовую. Политические программы поднимают проблемы политической ситуации в стране, обсуждают и анализируют внесение законопроектов, эксперты дают свой прогноз развития тех или иных событий в стране. Социальные программы обсуждают социальные проблемы и поднимают вопросы о безработице, курении, наркомании и т.д. Предлагаются пути решения различных социальных проблем. Культурно-педагогические науки рассматривают общее состояние культуры и искусства, а также обсуждают ситуацию в сфере образования и просвещения. Бытовые программы касаются сферы повседневных отношений. Здесь дают советы, как жить и растить детей. Проблема коммерциализации объясняется стремлением к экономической выгоде, поэтому российские программы стали копировать персонажей западных телепередач, к которым относятся легкость разговора и артистизм ведущего. Также были закуплены форматы у зарубежных телесетей, что гарантировало снижение рисков, так как была проверена сама идея и эффективность купленного продукта, что гарантировало успех выигрыша. Для этого нужно привлечь большой контингент аудитории. В результате произошел функциональный сдвиг телевидения в сторону развлечения. Это подтверждается анализом содержания программы. Отрепетированная программа «Время» с типичным представителем жанра. Суть таких программ не в том, чтобы найти решения проблемы, а только в том, чтобы их обсудить. Так что тематика рассмотренной нами программы предполагает, что это бытовой жанр, не затрагивающий социально-политических вопросов и проблем, имеющих общественное значение. Конфронтационная стратегия в такой программе имеет первостепенное значение. Делится на манипулирование (провокация, перебивание собеседника, совет, просвещение, оценка проблемы, иллюстрация, давление, просьба) и вербальную агрессию (возмущение, упреки). Вторичная кооперативная стратегия (поддержка героев, привлечение внимания, обещание и т. д.), в свою очередь, проявляется в процессе общения между хозяином и гостем только с целью установления контакта
Читать дальше
1. Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики; Феникс Москва, 2019. - 352 с. 2. Березкина О. П. Социально-психологическое воздействие СМИ; Московская академия, 2021. – 240 с. 3. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радио- и тележурналистики; Специальная литература Москва, 2020. - 320 с. 4. Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование; Академический проект, Деловая книга Москва, 2021. - 352 с. 5. Горчева А. Ю. корпоративная журналистика; Вест-Консалтинг Москва, 2012. - 220 с. 6. Зелинский С.А. Анализ массовых манипуляций в России. Анализ задействования манипулятивных методик управления массами в исследовании деструктивности современной эпохи на примере России. Психоаналитический подход / С.А. Зелинский. [Электронный ресурс]: (http://psyfactor.org/lib/zelinski. htm). (дата обращения: 15.11.2022) 7. Есин Б. И., Кузнецов И. В. Три века московской журналистики. руководство; Флинт, Наука М., 2021. - 248 с. 8. Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативной науки; Изд-во МГУ, 2020. - 272 с. 9. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием-2 / С. Кара-Мурза, С. Смирнов. – М. : Эксмо : Алгоритм, 2019. – 528 с. 10. Корконосенко С.Г. Введение в журналистику; КноРус Москва, 2021. 272 с. 11. Кузьмичев И. С., Гушанская Е. М. Процесс редактирования и публикации; ЦПИ СПГУТД Москва, 2022. - 232 с. 12. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста; Аспект Пресс, 2021. – 240 с. 13. Литвиненко Анна Немецкие газеты в XXI веке. От кризиса к модернизации; КМК Москва, 2021. - 176 с. 14. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методика журналистики; Издательство Михайлов В. А. Москва, 2021. - 272 с. 15. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики; Издательство МГУ, 2021. – 368 с. 16. Рысин Ю.С. Социально-информационные опасности телерадиопередач и информационных технологий; Гелеос АРВ Москва, 2020. - 272 с. 17. Ситников В. П. Техника и технология средств массовой информации. печать, радио, телевидение; Филологическое общество «Слово», АСТ, ВКТ Москва, 2021. – 416 с. 18. Цвик В.Л. Тележурналистика; Юнити-Дана Москва, 2019. - 496 с. 19. Черникова Елена Грамматика журналистского мастерства; Университетская книга, Московская школа издательского дела и экономики СМИ, 2020. – 240 с. 20. Чернышов А. В. Медиа Музыка на ТВ; Издательство МГУ, 2021. - 112 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Экзистенциалы человеческого бытия: смерть, одиночество, страх
Количество страниц:
17
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
реферат
«Гражданское общество и государство»
Количество страниц:
18
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
реферат
Вещь в себе" и проблемы познания
Количество страниц:
16
Оригинальность:
49%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image