В настоящее время на региональном уровне рост уровня и качества жизни граждан выступает важным критерием эффективности курса экономических и социальных реформ. Уровень жизни, состояние здравоохранения, качество образования, доступность жилья, состояние правоохранительной системы, состояние жилищно-коммунального хозяйства – все это является показателями не только экономического благополучия, но и социальной безопасности населения.
В связи с этим нами проведено исследования уровня и качества жизни населения Челябинской области как индикатора социальной безопасности региона.
Анализ показателей уровня жизни населения Челябинской области показал, что они не значительно отличаются от показателей по Российской Федерации. Наиболее слабым местом, с точки зрения социальной безопасности, является показатель дифференциации населения по уровню доходов в области. Хотя значение данного показателя в 2021 году сохранилось на уровне предыдущего года, и разница в доходах бедных и богатых слоев населения составила 14,6 раз, оно значительно выше порогового уровня, равного 8 разам.
Исследование уровня жизни населения Челябинской области показало, что наблюдается заметное отставание от развитых регионов по показателям развития медицинской инфраструктуры и, как следствие, здоровья населения. Кроме того, у области высокий показатель доли населения не имеющего основного общего образования. По освоенности территории и развитию транспортной инфраструктуры область заметно отстает по показателю доли автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, которые отвечают нормативным требованиям.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом уровень жизни населения Челябинской области и, как следствие, социальная безопасность региона имеет устойчивое положение. Но, в то же время необходимо обратить особое внимание на ряд показателей, по которым область развивается со значительным отставанием.
Преобразования условий жизни должны быть направлены на решение следующих задач:
– повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;
– недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения. Обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;
– переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).
Для повышения уровня жизни и улучшения качества жизни жителей области предложены рекомендации, направленные на повышение среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы и отраслей материального производства; создание и сохранение рабочих мест в области; развитие человеческих ресурсов; создание здоровых и безопасных условий труда; адресную социальную поддержку бедных семей; обеспечение и укрепление правопорядка, личной и имущественной безопасности жителей области; улучшение качества и повышения объемов медицинских услуг; развитие медицинской инфраструктуры, а также медицинского персонала; социальную защиту людей пожилого возраста и инвалидов; улучшение жилищных условий населения.
Весь спектр предложенных мероприятий позволит Челябинской области улучшить показатели уровня и качества жизни населения, тем самым обеспечить социальную безопасность региона в долгосрочной перспективе.
Для повышения уровня жизни населения очень важно обеспечивать высокую занятость и более полное и эффективное использование трудового потенциала, сокращать масштабы бедности, увеличивать долю трудовых доходов.
Заработная плата является основным источником доходов населения и одним из показателей уровня жизни, поэтому она должна обеспечивать не только минимальные потребительские расходы семьи, но и решать социальные вопросы — доступность дополнительных образовательных услуг, оздоровления, культурного досуга, жилья и т.д. Рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда и созданием новых рабочих мест. При этом необходимо обратить особое внимание на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, в первую очередь врачей, учителей, научных работников.
Одним из мероприятий, направленных на улучшение качество жизни, является разработка мероприятий по обеспечению граждан доступным жильем. Покупка современного жилья доступна лишь 7-10 % наиболее обеспеченных граждан. В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платежеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования под низкие проценты и увеличения объемов жилищного строительства. Т.е. необходимо решать следующие задачи: развитие долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования, расширение мер по оказанию помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в особой поддержке, в том числе молодым семьям.
Таким образом, из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:
- качество и благосостояние населения как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.
Государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.